Фото: IMAGO / Wolfgang Maria Weber / Global Look Press
Затянувшаяся война в Украине ставит перед людьми, которые выступают против российской агрессии, новые вопросы. Надолго ли хватит запаса прочности у Запада, чтобы продолжать поддерживать Украину? Что делать россиянам, которые уехали из страны в надежде на скорое возвращение, но теперь понимают, что эти планы терпят крах? Что делать российским эмигрантам, чтобы стать реальной политической силой? Об этом Фарида Курбангалеева поговорила с сооснователем Пражского антивоенного комитета Денисом Билуновым.
«Взгляд на войну между Украиной и Россией как на эпицентр противостояния Добра и Зла перестает быть релевантным для мира»
— Новый премьер Словакии Роберт Фицо не успел избраться, как уже заявил, что его страна не будет оказывать военную поддержку Украине. В этом смысле пророссийская Венгрия обрела союзника. Нет опасений, что и другие европейские страны будут вести себя подобным образом?
— По-настоящему нас должно интересовать развитие событий в США, которые являются локомотивом помощи Украине. И там оно, к сожалению, не внушает особого оптимизма. Я думаю, что даже если на президентских выборах победит Байден, поддержка Украины будет снижаться. Потому что общая тенденция заключается в том, что взгляд на войну между Украиной и Россией как на эпицентр противостояния Добра и Зла, к сожалению, перестает быть релевантным для большинства мировых игроков.
То есть происходит рутинизация войны в Украине, она становится привычным обстоятельством, а не главным нервом мировой политики. Она перестает быть событием номер один. Конечно, это все прискорбно.
Ситуация в целом, особенно после того, как вспыхнула война в Израиле, объективно невыгодна для всех, кто хочет быстрой победы Украины и кто надеется, что эта победа может повлиять на перемены в России.
Так что Словакия не является каким-то судьбоносным фактором. Даже если бы не случилось победы Фицо, эта тенденция все равно разрасталась бы. Просто Словакия — часть тренда, и этот тренд вызывает большую тревогу. Мы должны исходить из того, что ситуация ухудшилась.
— Вы имеете в виду так называемую усталость Запада от этой войны? Она все-таки есть?
— Конечно она есть. Надо смотреть реальности в лицо. Другое дело, что она пока не является определяющим фактором, но она является значимым фактором. Допустим, политическая воля лидеров США, Великобритании и, возможно, некоторых других стран еще довольно крепка и незыблема. Они не рассматривают компромиссы и пока не отказываются от поддержки Украины. Но говорить, что у них вообще нет никакой усталости, просто глупо.