Пекинская красавица

Пекинская красавица

Фото: Ton Koene / Keystone / Global Look Press

Выступая на недавнем форуме «Один пояс — один путь», председатель КНР Си Цзиньпин прибег к такой красочной метафоре: «Как говорится, когда вы дарите розы другим, аромат остается на вашей руке. Другими словами, помощь другим — это также помощь себе. Рассмотрение развития других как угрозы или принятие экономической взаимозависимости как риска не улучшит собственную жизнь и не ускорит развитие».

Групповое фото участников 3-го Форума по международному сотрудничеству «Один пояс — один путь»

Xinhua via yidaiyilu.gov.cn

Предпринятая лидером КНР на пекинском форуме попытка представить свою страну в более выигрышном свете в сравнении с США — часть масштабных усилий множества китайских игроков по кардинальному улучшению имиджа Поднебесной на мировой арене. В этом контексте энергично наращиваются усилия по повышению международной дискурсивной мощи Китая (国际话语权) — ключевого политологического понятия, обозначающего способность и желание официального Пекина управлять мировым общественным мнением.

Упор при этом делается, прежде всего, на Европу, которую Пекин давно и настойчиво стремится вырвать из-под зависимости своего стратегического противника в лице США.

Как же осуществляется на практике глобальное китайское Charming offensive — наступление посредством инструментов обольщения? И как Запад на него реагирует или только собирается реагировать? Попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на наблюдения западных экспертов. Они, конечно, местами предосудительные, коль скоро исходят из «вражеских», на взгляд Пекина, институций, но все-таки в большей части выглядят соответствующими действительности.

Среди появившихся на этот предмет публикаций мое внимание прежде всего привлек недавний доклад берлинского Института китайских исследований Mercator «Управление имиджем: как Китай борется за власть над дискурсом».

Авторы исследования обращают внимание на то, что в последние годы восприятие сицзинпиновского Китая в значительной части Евросоюза ухудшилось, и в Пекине этим весьма обеспокоились. Ведь Европа и страны ЕС имеют стратегическое значение для Китая как экономические партнеры, а еще как потенциальный противовес США. Вот почему китайское руководство усиливает и совершенствует свои усилия по управлению общественным мнением в Старом свете, пытаясь воздействовать на деятельность СМИ, политиков, представителей бизнеса, гражданское общество и научные круги.

Портрет Мао на вратах Небесного Спокойствия в Пекине.

Фото: REUTERS