Один из памятников Пак Чон Хи в Южной Корее

Один из памятников Пак Чон Хи в Южной Корее

Wikipedia

Пожившие в СССР люди знали отца «Корейского экономического чуда» заочно, по проводимым на предприятиях и в организациях партийным «двухминуткам ненависти» с резолюциями, требовавшими свободы для южнокорейского народа и свержения диктатуры генерала Пак Чон Хи. Они никогда не видели даже портрета Пака, зато могли читать злобные фельетоны с карикатурами, представляющими его и его режим средоточием всех земных пороков. (Нет, они, конечно, слышали о недорогих лучших в мире париках из Южной Кореи и классной, но недорогой женской синтетике, но здесь это все было только у спекулянтов из-под полы и уже совсем не так дешево).

Но вот начиная с 1990-х годов из этого «средоточия» в Россию хлынул поток сравнительно недорогих современных автомобилей, а с ними много еще чего — от стиральных машин и холодильников до кондиционеров и телевизоров. А ведь ничего подобного на корейской земле до Пак Чон Хи вообще или почти не производилось.

Грешник или святой?

Пак Чон Хи прочно утвердился в российской, да и не только, историографии как генерал и диктатор. Просто как о президенте о нем написано мало. При этом забылось, что такое клеймо на нем было поставлено в годы идеологического раздела мира, не в последнюю очередь с подачи идеологических противников и Сеула, и его союзников. В те годы в понимании многих существовал исключительно народный демократический Пхеньян, которому «темные силы» мешают взять под свое крыло и народ Южной Кореи. И чем больших успехов достигал режим Пак Чон Хи, тем большим негодованием кипели Пхеньян и его покровители. При этом «диктатор» — не самое плохое слово, использовавшееся в отношении южнокорейского президента.

Прозрение в отношении Сеула и Пхеньяна у большинства граждан СССР и «соцлагеря» наступило тогда же, когда и в отношении социально-политического устройства их собственных стран. Идеологические шоры вроде бы были сняты, но Пак Чон Хи по-прежнему представал и все еще предстает перед нами из глубины лет как генерал-диктатор.