В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга антрополога, профессора эволюционной биологии человека в Гарвардском университете, специалиста по социальной эволюции человека Джозефа Хенрика «Самые странные в мире. Как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели».
Автор опирается на передовые исследования в области антропологии, психологии, экономики и эволюционной биологии, освещает происхождение и эволюцию семейных структур, брака и религии, а также глубокое влияние этих культурных преобразований на психологию человека.
Прослеживая эти изменения через древнюю историю и позднюю античность, профессор Хенрик показывает, что самые фундаментальные институты родства и брака резко изменились под давлением Римской католической церкви. Именно эти изменения привели к появлению психологии «западных людей», которая будет развиваться вместе с безличными рынками, профессиональной специализацией и свободной конкуренцией, заложив основу современного мира.
Провокационная и увлекательная как по своему широкому охвату, так и по удивительным деталям, книга «Самые странные люди в мире» исследует, как культура, институты и психология формируют друг друга, и объясняет, что это означает как для нашего личного ощущения себя как личности, так и для масштабных социальных, политических и экономических сил, которые движут человеческой историей.
Когда мы перейдем к изучению исторического влияния войн в Европе, имейте в виду следующее: с психологической точки зрения война имеет тенденцию укреплять наши сети взаимозависимости, усиливать нашу приверженность важным социальным нормам и углублять нашу преданность религии. Эти психологические сдвиги могут способствовать масштабированию человеческих обществ, например путем расширения возможностей государственных институтов за счет роста доверия, законопослушности или готовности вносить вклад в общественные блага (например, чистить дороги, голосовать, не брать взяток). Однако война может также стать катализатором раскола между этническими или религиозными группами внутри страны и запустить лавинообразный спад способности властей эффективно выполнять свою работу. Ход дальнейшей эволюции общества, на которое обрушились военные потрясения, зависит от деталей групповой идентичности, существующих институтов (кланов, вождеств или самоуправляемых городов), наиболее почитаемых норм (например, клановой лояльности или обобщенной справедливости), а также от того, кто, с точки зрения людей, составляет обе стороны конфликта.