Владимир Путин и Виктор Орбан / kremlin.ru
Новость о том, что Венгрия заблокировала санкции против российского атома и обещает заблокировать их и в отношении нефтепровода «Дружба», по которому она получает российскую нефть, вновь актуализировала тему о необходимости изменения некоторых принципов внутреннего устройства Евросоюза. Речь, в первую очередь, о принципе консенсуса, используемом при принятии основных решений в ЕС.
Конечно, когда основатели Евросоюза вводили этот принцип, они руководствовались самыми благородными намерениями. Предполагалось поставить заслон имперской практике прошлого, когда крупные и сильные державы диктовали свои условия малым странам. Эта практика была нормой для всей предыдущей истории человечества, а в XX веке привела к двум мировым войнам.
Консенсус, введенный в качестве основного принципа принятия решений внутри Евросоюза, казалось, навсегда покончило с прежней несправедливостью по отношению к малым странам, вошедших в ЕС. Однако сейчас вопрос стоит не о справедливости, а об эффективности. Эффективность любого общественного института и инструмента, в том числе и консенсуса, проверяется экстремальной ситуацией. Нынешнее противостояние Запада с Россией и есть такая ситуация.
Сегодня очевидно, что, вводя принцип консенсуса при принятии основных решений, Европейский Союз поторопился. Его лидеры, руководствуясь прекраснодушными представлениями об окружающем мире, не учли, что лидеры некоторых государств, окружающих их, исповедуют взгляды и убеждения самых мрачных времен прошлого.