Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Ron Przysucha / U.S. Department of State from United States / Wikipedia.org

Перемирие между Израилем и ХАМАС закончилось. Стороны, как водится, обвиняют друг друга в нарушении условий прекращения огня. Израильская армия наносит удары по Хан-Юнису, расположенному на юге сектора Газа, приблизительно, в 20 километрах к юго-западу от Газы. ЦАХАЛ также штурмует деревни и города на Западном берегу реки Иордан. Война возобновилась с новой силой, как и обещали израильтяне, которые постоянно говорят, что намерены продолжать военную операцию до полного выполнения заявленной в ее самом начале задачи — уничтожения ХАМАС. В первый же день возобновления боевых действий погибло свыше двухсот палестинцев.

Многое будет зависеть от финансов воюющих сторон, потому что война, как известно с незапамятных времен, удовольствие не из дешевых. Хватит ли денег у Израиля на продолжение высокоинтенсивных боевых действий — большой вопрос.

Есть, конечно, в Израиле и оптимисты. «Вряд ли финансовая цена войны будет для Израиля чрезмерно высокой, — говорил, к примеру, в самом начале боевых действий экономист Зиад Дауд. —

Валютные резервы Израиля составляют $191 млрд. Этого хватит для финансирования приблизительно двух лет войны.

К тому же, Израиль может получать финансовую помощь от США. Еще он занимает на международных финансовых рынках… Нет, войну закончит не экономика, а давление как внутри страны, так и за ее пределами, а также события на полях сражений».

«Мы — воюющая страна, — вторит ему генеральный контролер Министерства финансов Израиля Яли Ротенберг, — но у нас всегда были очень значительные отскоки после военных операций и войн».

Тем не менее, после 7 октября к Израилю привлечено пристальное внимание трех крупнейших рейтинговых агентств. Все они в последние недели понизили прогноз по кредитному рейтингу Тель-Авива с положительного на негативный. Однако пока Израилю удается избежать первого в истории понижения самого кредитного рейтинга.

По мнению Ротенберга, все будет зависеть от способности Израиля удерживать соотношение между дефицитом бюджета и ВВП, которое сейчас составляет около 60%, от серьезного увеличения в среднесрочной перспективе.