Михаил Касьянов

Михаил Касьянов

Фото: страница Михаила Касьянова на фейсбуке

В ноябре Минюст РФ добавил в список «иноагентов» бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова. В ведомстве считают, что он «выступал против специальной военной операции на Украине, участвовал в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными структурами». Также он — член «Антивоенного Комитета России», «объединения, деятельность которого направлена на дискредитацию внешней и внутренней политики Российской Федерации», пишет Минюст.

Касьянов возглавлял правительство России в 2000–2004 годах — во время первого президентского срока Путина. После отставки он ушел в оппозицию, занимал пост председателя политической партии «ПАРНАС» с сентября 2010 года до ее ликвидации в мае 2023-го. Вскоре после начала полномасштабного российского вторжения в Украину политик уехал из России. Фарида Курбангалеева поговорила с ним о состоянии российской экономика, отношениях с Путиным, прозвище «Миша 2%», причинах посадки Ходорковского, эффективности российской оппозиции и перспективах завершения войны в Украине.

«Путин удерживает ситуацию в более-менее нормальном состоянии, съедая возможности будущего роста»

Как вы себя чувствуете в статусе иноагента? Будете ли ставить на выступления плашку?

— Чувствую, что эта власть не терпит людей, которые ее критикуют. Любая критика в ее понимании должна быть подвержена наказанию или унижению. Потому что «иностранный агент» в России звучит как некое унижение, особенно когда при этом заставляют исполнять какие-то непонятные формальности. Я еще не обсуждал с юристами [все детали], но, конечно, я плашку ставить не буду.

Вы много работали с людьми, которые по-прежнему служат путинскому режиму, и раньше об их профессиональных качествах отзывались с теплотой. В их числе и Кудрин, и Голикова. Поддерживаете ли вы с ними отношения, и что заставляет их работать на Путина?

— Отношения с ними я не поддерживаю уже много лет, поскольку вы знаете, что на меня Путин ожесточился давно, и я подвергался преследованиям. Я не поддерживаю с ними контактов уже лет 15.

Я по-прежнему считаю, что они профессиональные люди. А поддерживать Путина их заставляет безысходность, они не могут «выскочить» из этой ситуации. Вот Кудрин вроде пытался — но то ли выскочил, то ли не выскочил. Не очень понятно, чем он занимается и в каком статусе работает в этой компании (в декабре 2022 года Кудрин приступил к работе в компании «Яндекс» в качестве советника по корпоративному развитию. — Republic).

Я не думаю, что они разделяют взгляды Путина о том, что надо воевать, захватывать территории и творить беззаконие. Я уверен, что они так не думают. Но они вынуждены там находиться на автомате — я это так себе объясняю.