«Деньги» продолжают спрашивать экономистов, которые весь этот год были с нами, о том, чем им запомнился 2023 год и чего они ждут от наступающего 2024-го.
Мы задали им несколько вопросов:
1. Что вам кажется важным, удивительным или тревожным в экономике России в 2023 году?
2. Что вы ждёте от российской экономики в 2024 году?
3. Что вам кажется важным, удивительным или тревожным в мировой экономике или в экономике отдельной страны, но влияющее на мир?
4. Что вы ждёте от мировой экономики в 2024 году и на что советуете обратить внимание?
Андрей Нечаев, экс-министр экономики России:
1. Самое знаковое и в прошлом году, и в нынешнем — то, что не оправдались прогнозы подавляющего большинства экспертов после начала украинского конфликта о падении российской экономики, в терминах ВВП, на 8–10%. В прошлом году падение было 2%, в этом году, с учетом того, что статистика называет эффектом низкой базы, даже ожидается небольшой рост. Правда, это средняя температура по больнице.
Есть сектора, которые очень сильно пострадали от санкций. В частности, дальняя авиация, которая испытывает большие проблемы при российских территориях и масштабах.
И главное — здесь не понятны перспективы, потому что недавно Китай заявил о том, что он выходит из совместного с Россией проекта создания дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. Значит, нам останется только модифицировать еще старые советские модели, типа ИЛ-96 или ТУ-204. Но в целом, ситуация оказалась несколько лучше, чем ожидалось.
2. Перспективы, тем не менее, у меня большого оптимизма не вызывают. Я думаю, что нас ждет такое барахтанье в болоте: будем радоваться плюс одному-двум процентам, ругать Байдена и Зеленского за минус два процента.