Кадр «Настоящего времени»
Сообщество родственниц мужчин, которых больше года назад мобилизовали на войну с Украиной, с каждым днем становится все более активным и многочисленным — в телеграме действуют десятки каналов и чатов, участники которых ищут возможности быть услышанными властью и обсуждают друг с другом свои действия. Самый многочисленный из них — «Путь домой» — набрал уже больше 30 тысяч подписчиков, а из-за жалоб недоброжелателей, как утверждают админы, канал получил плашку «фейк».
Тем не менее, участницы движения «Путь домой» уже пытаются выходить в офлайн — 7 ноября во главе с москвичкой Марией Андреевой они заявились на ежегодный митинг коммунистов на Театральной площади с плакатами «Верните наших мужей». Женщины пытались провести акции в разных городах, но столкнулись с противодействием власти, запугиванием и обвинениями в «работе на Украину и Запад». Теперь они надеются прозвучать на «Прямой линии» Путина 14 декабря и готовят письма и ролики. Участницы «Пути домой» рассказали Republic, как они стали бороться за возвращение своих мужчин и на что ради этого готовы.
«Лично меня на активные действия сподвиг Картаполов — своими хамскими высказываниями по отношению к мобилизованным»
Мария Андреева, Москва
Мы ходили на митинг КПРФ, на котором Зюганов пообещал что-то решить, все депутаты что-то обещают, не пойми что — только толку от этого нет. Это просто обещания, чтоб мы не шли дальше! Власти спускают на регионы и местные органы самоуправления инструкции — обещать нам разобраться в проблемах и заткнуть деньгами. Но ни одни деньги не заменят любимого мужа любящей жене и никакие деньги не заменят ребенку отца.
Страх потерять близких для меня в жизни всегда доминирует над другими страхами. Муж для меня — все в этой жизни, и я хочу, чтоб моя дочь росла с отцом. Я росла без отца, я знаю как девочкам не хватает мужчин в воспитании. У меня был дедушка вместо отца, и когда его не стало, мне было очень больно. Я не могу потерять мужа и больше не могу без него жить.
Мы требуем демобилизации наших мобилизованных мужчин. И нас интересует — когда наших мужчин заменят на контрактников и отпустят домой? Шойгу обозначил приоритетные задачи Министерства обороны на 2023 год, где среди прочего была замена мобилизованных на контрактников. Вот мы и требуем заменить и демобилизовать наших мобилизованных. До Нового года! 2024-й год еще и объявлен годом семьи — вот где наши семьи, наши близкие, почему наши дети должны расти без отцов?
Мой муж очень хочет домой к дочери. У нас дочка — очень долгожданный ребенок, мы прошли долгий осознанный путь, чтобы стать родителями, очень мечтали о ребенке. Моему мужу тяжело не видеть, как она растет. Когда муж ушел на СВО, ей был 1 год и 3 месяца.
Я врач-педиатр, я в декрете и работаю на полставки. С работы мне ничего еще не поступало, проблем не было. Но если поступит, я уволюсь, легко найду другую работу. Кто-то [из участниц группы «Путь домой»] пытался связываться с Комитетом солдатских матерей, но внятной помощи не получили. У этих же матерей сейчас нет детей на СВО, и нам вроде предложили смиренно ждать.
С кем нас уже только ни связывали — про Навального и Ходорковского слышали, потом, что мы еще и Пригожина люди? Господи, нам, оказывается, столько помогают, но что-то плохо помогают. Мы пока без мужчин и [справляемся] как-то сами.
У нас [родственниц мобилизованных] разные взгляды на СВО, власть и войну, но это далеко не раскол. Мы объединены и одержимы идеей вернуть наших близких. Знаете, женщины, когда теряют близких, выходят из чата, они морально раздавлены.
Недавно [на войне] умер брат Ольги Кац (жительница Новосибирска, создала телеграм-канал «Вернем ребят») которая была против общения со СМИ и митингов, и топила только за петиции и писание писем депутатам. Вопрос — сколько мы упустили времени, сколько она напугала девочек — и толку, увы, ноль. Мы бы достигли большего, если б начали раньше.
Кац начала собирать подписи к петиции [за возвращение мобилизованных] где-то с апреля. Но лично меня на активные действия сподвиг Картаполов — своими хамскими высказываниями по отношению к мобилизованным о том, что они [не вернутся] до конца СВО и ротации им не положено (15 сентября глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что мобилизованные вернутся домой только «после завершения СВО». — Republic). Картаполова самого бы в окоп посадить, больно сильно разжирел!