Прививка эмпатии
Мое поколение, родившееся на исходе хрущевской оттепели, в середине 60-х годов прошлого века, получило возможность оценивать оба своих века — XX и XXI — с двух сторон: в перспективе и ретроспективе. Всматриваясь в XXI век из XX, мы ждали прихода эпохи мира и процветания. Казалось, все этому способствовало. Пережив в XX веке две разрушительные мировые войны, холодную войну с гонкой вооружений, в том числе ядерных, человечество, вроде бы, сделало правильные выводы. Объявив своим девизом слова «Никогда больше», оно создало глобальные международные организации, такие как ООН, ВОЗ, ВБ, МСОП, ВТО, чтобы совместно строить будущее без войн, без геноцида, преодолевать проблемы болезней, голода, экологии и т. п. Но, увы, наши ожидания прекрасного будущего не оправдались. Уверенность, что на нашу долю и долю наших потомков не выпадет ни больших войн, ни других страшных катаклизмов, вдребезги разбилась о реальность XXI века. Внушавшие надежду международные организации оказались бесполезными и коррумпированными. Развитие высоких технологий, всемирного интернета и искусственного интеллекта принесло в мир не только прогресс и новые технологии, но и новый вид противостояния — войну фейков. Появились хакерские войска, ботофермы и фабрики троллей, оказывающие влияние на мировую политику, вмешивающиеся в выборы, вносящие хаос в сознание людей, создающие «вождей» и «лидеров» из ничтожеств с патологическими и преступными наклонностями. «Старые, добрые», «ламповые» преступления против человечества тоже никуда не делись. Война за территории, терроризм, захват заложников, пиратство, геноцид по этническому и религиозному признакам — все это в XXI веке тоже происходит повсеместно, но становится еще изощреннее, чем в прошлом, так как зло использует для своих целей достижения высоких технологий. И вот уже вместо «Никогда больше» все чаще мы слышим другой девиз — «Можем повторить», за которым стоит безумное желание повторить все самые страшные преступления XX века.
В итоге человечество оказалось на пороге третьей мировой войны, которая может стать последней, так как ядерное оружие уничтожит все живое на планете. И это не сюжет фильма-катастрофы — очень популярного жанра на стыке веков — это наша страшная реальность. Сумеем ли мы преодолеть этот поистине глобальный кризис, сможем спасти себя, свой мир, свое будущее на этой планете? Или нас ждет страшный, бесславный и совсем близкий конец? Эти вопросы из риторических превратились в насущные, в такие, которые нужно решать здесь и сейчас.
Мне кажется, единственный путь к спасению — это сами люди: человеческий, а не искусственный, интеллект; вера не в «вождя» или «бога», а в себя и своих близких, в свои силы и возможности; надежда не на высокие технологии, а на такие присущие нормальному человеку качества, как доброта, сочувствие, взаимопомощь, самопожертвование ради близких. Честность, искренность, различение добра и зла, опора на здравый смысл. Любовь, дружба, забота о ближнем. Желание жить. Надежда на счастье. Вера в будущее. Сила воли. Ум. Совесть. Все это не затертые слова старых лозунгов, а описание человека — не какого-то супергероя, а самого обычного хорошего человека. Нам необходимо вспомнить, что такое хороший человек; вспомнить, что мы хорошие люди; вспомнить, что в жизни важное, а что наносное и не особенно нужное. И тогда у нас появится шанс спастись.
Как ни жестоко, но все это вспомнить лучше всего помогают самые страшные события. Резня в израильских кибуцах на границе с Газой 7 октября 2023 года, захват террористами ХАМАСа заложников и попытки Израиля вызволить их из плена — эта жуткая трагедия с ее душераздирающими, невыносимыми подробностями способна встряхнуть зажмурившееся человечество и вернуть людям понимание добра и зла, правды и лжи, хорошего и плохого.
Для того чтобы эта трагедия была не напрасной, чтобы из ее горького опыта человечество вынесло урок на будущее, чтобы это будущее в принципе могло наступить, нужно рассказывать о происходящем в Израиле, анализировать его, думать о том, как это могло произойти и что делать, чтобы больше никогда не происходило.
Это сложный рассказ, тяжелый и мучительный. Но лучше пережить это в пересказе, чем стать непосредственным участником подобных событий. Используя терминологию времен недавней пандемии коронавируса, скажу: лучше сделать болезненную прививку, вырабатывающую эмпатию, чем заболеть смертельной болезнью самоуничтожения.
Сексуальное насилие как инструмент войны
Полной картины того, что произошло 7 октября 2023 года на примыкающей к Газе территории Израиля, пока нет и быть не может. События той «черной субботы» эксперты восстанавливают постепенно, по крупицам собирая их из разных источников.
Уже во второй половине дня 7 октября на базу ЦАХАЛа «Шура» в Рамле начали приезжать машины с останками убитых. Опознанием тел погибших (или их фрагментов) занимаются три отдела судебно-медицинской экспертизы: опознанием военнослужащих занимается ЦАХАЛ; гражданских лиц, сотрудников полиции и иностранцев опознает отдел судмедэкспертизы полиции Израиля; самые сложные случаи передают в Институт судебно-медицинской экспертизы в Абу Кабире. Опознание проводят по одному из четырех критериев: отпечатки пальцев, ДНК, медицинские протезы (штифты, импланты и т. д.) и снимки зубов. Но не всегда есть возможность сделать хоть что-то из перечисленного. При поджогах домов террористы использовали зажигательные смеси, которые приводят к горению при очень высоких температурах, практически уничтожающих все вокруг, включая останки, и, вероятно, некоторые тела так останутся неопознанными.
Помогает полиции в опознаниях тел подразделение стоматологов-волонтеров, стоящее из 62 высококлассных специалистов во главе с руководителем отделения реабилитации челюстно-лицевой хирургии больницы «Адаса» Эси Шарон. По ее словам, она не привыкла видеть тела, которые так сильно изуродовала рука человека. «Я работала над опознанием жертв стихийных бедствий — жертв пожара на горе Кармель или трагедии на ручье Цафит. Это было ужасно, но то, что мы видим здесь… Я видела такое, что видеть не должен никто, тем более близкие. Такого не покажут ни в одном фильме ужасов. И я должна с этим работать, а это значит, что должна отключиться от эмоций. Нас много лет учат тому, как это делать. Не читать новости, не включать телевизор, не смотреть на семьи, стоящие у ворот. Отчасти я была готова к тому, что увижу. Но я никогда до сих пор не видела такой длинный белый коридор, который заставлен носилками с телами. Каждое тело сначала проверяют судмедэксперты, снимают отпечатки пальцев, если это возможно, извлекают ДНК, записывают особые приметы. Потом тело завозят к нам. Мы делаем снимки зубов, иногда каждого зуба. Если тело сгорело или находится на этапе окоченения, то рот иногда открыть нельзя, и мы делаем КТ. Сегодня, спустя месяц, большую часть времени мы работаем уже в управлении полиции, в лабораториях по анализу стоматологических данных. Теперь мы в основном занимаемся опознанием людей, от которых не осталось ничего, из чего можно было бы извлечь ДНК.
Оказалось, что жар был такой силы, что мы видели, как коронки или пломбы просто склеились друг с другом. Я стоматолог, но я не знала, что материалы, с которыми я работаю и очень много про них знаю, могут так себя вести», — рассказала журналистам в начале ноября доктор Шарон.
По последним данным, 7 октября на границе с Газой было убито примерно 1200 человек. Среди них 364 участника музыкального фестиваля Supernova. Всего на фестиваль приехали около 3000 человек, сначала погибшими считались 270 участников, многие числились пропавшими без вести. По данным проведенного полицейского расследования, 40 участников фестиваля были взяты в заложники и увезены в Газу. Показания выживших и избежавших плена стали одним из источников информации о событиях «черной субботы».
«У меня есть свидетельства людей, видевших все своими глазами, — сообщила израильский юрист и защитница прав женщин Рут Гальперин-Каддари в интервью BBC Radio 4. — Например, одна из тех, кому удалось спастись, спрятавшись в кустах, рассказала, как неподалеку от нее несколько человек насиловали другую женщину».
«Я видела кадры и фотографии множества тел, состояние и увечья которых не оставляют сомнений в том, что этих женщин изнасиловали, прежде чем жестоко убить», — говорит израильская правозащитница. Ее слова подтверждаются огромным количеством свидетельств очевидцев сексуальных зверств боевиков ХАМАСа, собранным израильской полицией, расследующей целый ряд подобных преступлений — от садистских групповых изнасилований до сексуальных надругательств над телами убитых. О том же говорят и показания медиков, которым пришлось иметь дело с последствиями этих зверств. Это же подтверждают фотографии и видео, сделанные самими боевиками ХАМАСа 7 октября.
Руководитель отдела уголовного розыска «Лахав 443» Давид Кац познакомил журналистов с показаниями выживших участников фестиваля. Согласно одному такому свидетельству, боевики, вторгшиеся из Газы, подвергли пойманную ими девушку групповому изнасилованию, после чего изувечили, а затем один из них выстрелил ей в голову, не переставая насиловать.
Как рассказал Би-би-си комиссар полиции Израиля Яаков Шабтай, следователи располагают большим массивом подобных свидетельств. Цель боевиков, ворвавшихся на фестиваль, была в том, чтобы доставить жертвам максимальные мучения и предельно унизить их человеческое достоинство, сказал Шабтай.
Рут Гальперин-Каддари уверена, что множественные случаи сексуального насилия в один день, но в разных местах, а также схожесть методов не оставляют сомнений в том, что это было запланировано заранее, так же как убийства и похищения.
По словам другой правозащитницы, Яэль Шерер из группы по борьбе с сексуальным насилием, 7 октября жертвами сексуального насилия палестинских боевиков становились и мужчины. «Террористы ХАМАС постарались опозорить и обесчестить людей разными способами», — сказала она в интервью Би-би-си.
«Мы также видели людей, которые истекали кровью… Людей разного возраста, которые были раздеты и привязаны к мебели стяжками», — говорит Яэль Шерер. Подтверждением ее слов выступают имеющиеся в распоряжении ее организации свидетельства выживших после нападений, очевидцев и сотрудников экстренных служб.
15 женщин — юристов, криминологов, исследователей в разных областях — создали в Израиле общественную комиссию, которая собирает и протоколирует доказательства того, что 7 октября террористы систематически и целенаправленно насиловали женщин. «Мы собираем фотографии, аудиофайлы, видео, свидетельства и газетные отчеты, — говорит доктор Сарай Ахарони, возглавляющая в комиссии отдел документации. — Цель — создать фактологическую инфраструктуру, а также лучше понять, где произошли конкретные преступления». Отдельное внимание уделяется контент-анализу видеозаписей и текстов на арабском языке, чтобы установить, какие директивы получали террористы ХАМАСа. Этой задачей руководит участница группы, имеющая ученую степень по арабскому языку и литературе.
Собранные материалы помогут жертвам и их семьям в следственных и юридических вопросах. В долгосрочной перспективе планируется создать архив по этой теме в Университете Бен-Гуриона в Негеве. Ввиду деликатности материалов доступ к архиву будет ограничен, рассказала газете «ХаАрец» возглавившая общественную комиссию Кохав Элькаям-Леви.
Сексуальные преступления совершались по всей территории, подвергшейся нападению, утверждает Элькаям-Леви. «Пытки женщин использовали, чтобы посеять ужас и сломать дух израильтян», — говорит она, опираясь, в том числе, на показания террористов, арестованных Израилем и сознавшихся, что порученное им задание включало изнасилования.
Месяц назад Элькаям-Леви представила свидетельства, собранные комиссией, в Гарвардском университете. Список этих свидетельств включает групповые изнасилования, обезображивание и другие зверства. Она рассказала о нескольких видеороликах, распространенных ХАМАС, на которых видны обнаженные женщины с надписями, не оставляющими места для сомнений. В одном случае жертву без одежды и в бессознательном состоянии доставили в Газу и выставили перед ликующей толпой. На фотографиях изображены и другие жертвы сексуальных преступлений. Она также зачитала несколько леденящих душу описаний актов изнасилования.
«Мы никогда не узнаем масштабов ущерба, нанесенного 7 октября. Мы знаем, что подавляющее большинство пострадавших потом были убиты. Если среди пострадавших есть выжившие, могут пройти десятилетия, прежде чем некоторые из них наберутся смелости рассказать об этом», — говорит Элькаям-Леви.
Среди прочего, созданная ею комиссия стремится добиться международного признания того, что действия, совершенные ХАМАСом против женщин и детей, подпадают под определение преступлений против человечности.
4 декабря в ООН прошла специальная сессия, на которой был представлен ряд данных об использовании ХАМАСом сексуального насилия во время резни 7 октября. Посол Израиля Гилад Эрдан заявил с ее трибуны, что ХАМАС сознательно использовал сексуальное насилие как инструмент войны.
Сделка по обмену заложников на осужденных террористов
Еще страшнее выглядит судьба тех, кого террористы захватили в заложники и отвезли в Газу. По уточненным данным 7 октября 2023 года ХАМАС взял в заложники более 240 человек обоего пола, самому маленькому заложнику было 9 месяцев, самому пожилому — 85 лет. Среди захваченных хамасовцами оказались и граждане других стран, в основном рабочие из Таиланда.
С первых дней войны семьи похищенных и пропавших без вести объединились в попытке добиться освобождения своих близких. 8 октября они провели пресс-конференцию, на которой потребовали от правительства начать постоянный диалог с семьями и провести операцию по возвращению пропавших домой, а также назначить лицо, ответственное за постоянную связь с семьями похищенных. Во многих городах прошли акции в поддержку освобождения пленных.
Символом освобождения заложников стала желтая ленточка. Теперь в Израиле ее можно увидеть повсюду: кто-то носит ленточку на руке, кто-то привязывает к дверной ручке или к зеркалу автомобиля. Множество инсталляций, посвященных борьбе за освобождение заложников из плена, включают предметы желтого цвета, символизирующего призыв вернуть из плена в Газе всех до единого.
20 октября ХАМАС освободил двух заложников, имеющих гражданство США, спустя три дня двух израильских женщин-заложниц в возрасте 79 и 85 лет, а 30 октября Армия обороны Израиля смогла освободить из плена военнослужащую Ори Магадиш, которая находилась в заложниках у ХАМАСа. Дальнейшее освобождение похищенных стало предметом сделки с террористами.
Информация о том, что ведутся переговоры о возвращении заложников, увезенных в Газу, появилась в СМИ через месяц после нападения ХАМАСа. 7 ноября Ynet опубликовал заметку, в которой говорилось, что глава Центрального разведывательного управления США Уильям Бернс, направленный на Ближний Восток президентом США Джо Байденом, примет личное участие в этих переговорах. После визита в Израиль, где Бернс встречался с премьер-министром Биньямином Нетаниягу, главой Мосада Давидом Барнеа и министром обороны Йоавом Галантом, глава ЦРУ отправился в Катар, который также посредничает в переговорах об освобождении заложников. Одновременно Таиланд начал переговоры с Ираном в попытке договориться через него об освобождении из плена 23 таиландских рабочих, тоже захваченных в плен ХАМАСом и увезенных в Газу.
8 ноября сразу несколько СМИ в различных странах сообщили о переговорах по освобождению заложников в обмен на временное прекращение огня в Газе.
22 ноября правительство Израиля одобрило сделку по обмену заложников. Она предусматривала, что террористы в течение четырех дней, с 24 по 27 ноября, освободят 50 израильтян — женщин и детей, а также иностранных граждан, а Израиль досрочно выпустит из тюрем 150 палестинских заключенных — женщин и подростков до 19 лет. Обмен будет проходить в соотношении один заложник-израильтянин на троих палестинских заключенных. Граждан Таиланда, Филиппин и России ХАМАС освобождает «даром», не требуя взамен освобождения заключенных.
В рамках сделки Израиль также должен каждый день посылать в сектор Газа 300 грузовиков гуманитарной помощи и топливо. На время обмена будет действовать режим прекращения огня, который может быть продлен в формате один день за 10 отпущенных заложников.
24 ноября, через 49 дней плена, из Газы были возвращены первые 13 заложников-израильтян и 11 иностранных граждан. Взамен ХАМАС получил 39 арестованных и осужденных в Израиле террористов.
Обмен происходил очень нервно, в любой момент сделка могла быть сорвана. Из сектора Газа заложников на автомобилях перевезли через КПП «Рафах» в Египет, их сопровождали сотрудники «Красного креста». На южной границе с Египтом они передали заложников израильским военнослужащим — женщинам-офицерам и медикам. Затем на вертолетах освобожденных пленников доставили на базу «Хацерим», где они смогли, наконец, позвонить своим родным. После первых бесед и медицинского осмотра — на микроавтобусах или вертолетах, в зависимости от состояния здоровья и срочности эвакуации — их переправили в пять заранее подготовленных больниц, где для них были приготовлены специальные отделения и где их ждали родственники.