Aleksander Polyakov/Global Look Press
Российский юрист Михаил Беньяш вместе с коллегами запустил проект «Санация права», цель которого — проанализировать российские законы, принятые с 2011 года, отобрав самые репрессивные и антидемократические, чтобы затем их отменить. В наблюдательный совет «Санации права» входят семь человек: гражданский активист Владимир Ашурков, предприниматель Борис Зимин, создатель «Команды 29» и «Первого отдела» Иван Павлов, публицист Владимир Пастухов, юрист Елена Лукьянова, правозащитник Павел Чиков и экономист Сергей Гуриев. Сам Беньяш защищал участников протестных акций, оппозиционеров и правозащитников, а с начала вторжения России в Украину — и контрактников, которые отказались воевать. В феврале 2023 года юрист был оштрафован за «дискредитацию российской армии», затем получил статус «иноагента» и был лишен адвокатской лицензии. В интервью Фариде Курангалеевой Беньяш рассказал, какие законы войдут в «черный список» и когда такая база будет востребована.
«Мы должны иметь базовый план действий на случай смерти Путина»
— Новость о запуске проекта «Санация права» выходила еще в 2015 году, и занимался им Владимир Ашурков из ФБК (российские власти считают Фонд борьбы с коррупцией экстремистской организацией). Почему он не получил развития тогда и почему понадобилось его возрождать?
— Мы его приостанавливали, потому что с 2017 года у нас всех началась такая бурная деятельность, что было просто не до санации. Сейчас наконец высвободилось время. А Владимир Путин стал на 8 лет старше и собирается избираться то ли в пятый, то ли в шестой раз, смотря как считать. В общем, мы понимаем, что этот пакет документов становится все более нужным, потому что непонятно, что будет в марте. И дата, когда он может понадобиться, стала еще ближе, чем в 2015 году.
— А разве непонятно, что будет в марте? Путин «переизберется», его режим крепок и устойчив, ему ничто не угрожает.
— Да, он однозначно наберет свои 146%. Ему их нарисуют. Как говорит Песков, это дорогая бюрократическая процедура, и они ее пройдут. Но не надо забывать, что есть мнение, что европейские страны откажутся признавать эти выборы. Просто потому, что это противоречит и старой российской Конституции, и новой.
Есть фактор Украины. Большой вопрос, что будет в марте 2024 года происходить на фронте.
И есть огромное количество людей в России, когда-то патриотов, когда-то безразличных к политике, которых вдруг эта политика резко задела, они прошли через мясорубку в Украине.
И какая реакция [на выборы] будет у них, тоже непонятно. То есть внезапно появляется целая куча обстоятельств, которые могут повлиять на ситуацию и стабильность режима.