Расправа над участниками Соловецкого восстания против новопечатных богослужебных книг (1666). Современники — как русские, так и иностранцы — связывали непримиримость старообрядцев с необразованностью духовенства.

Расправа над участниками Соловецкого восстания против новопечатных богослужебных книг (1666). Современники — как русские, так и иностранцы — связывали непримиримость старообрядцев с необразованностью духовенства.

Миниатюра из старообрядческой рукописи XVIII в. / oldorthodox.ge

Глава из книги американского слависта Николаоса Хриссидиса «Академия при царском дворе: греческие ученые и иезуитское образование в России раннего Нового времени» (русский перевод выходит в Новом литературном обозрении) рассказывает о почти непреодолимых трудностях, с которыми пришлось столкнуться организаторам высшего образования европейского типа в России XVII столетия.

В стране, лишь недавно оправившейся от катастрофы Смутного времени, образование практически полностью находилось в руках духовенства, при этом последнее в подавляющей массе своей отличалось крайним невежеством (именно в этом автор книги видит одну из основных причин церковного раскола в Русской православной церкви, начавшегося в 1650-х гг.).

Лишь в 1685 году два греческих иеромонаха, Иоанникий и Софроний Лихуды, сами получившие лучшее по тому времени образование в иезуитских школах Италии, основали в Москве Славяно-греко-латинскую академию — первое в истории России высшее учебное заведение открытого светского типа. Однако огромную роль в строительстве первого российского академического института сыграли не только образованные греки, но также выходцы из Белоруссии и особенно Украины, где уже давно практиковались западные образовательные стандарты.

Николаос Хриссидис (Nikolaos A. Chrissidis)— историк, профессор Южного университета штата Коннектикут, США.