Николай Копейкин. Снеговики

Николай Копейкин. Снеговики

Декабрь кончается, год тоже, и раз уж велено теперь блюсти традиционные ценности — время задумываться об итогах. Контуры новой жизни видны все яснее, 2023-й сделал более понятным многое из того, о чем в 2022-м приходилось только гадать. Можно, например, не только описать схему, в рамках которой теперь реализуется культурная политика государства, но даже и прикинуть, что будет дальше.

И в помощь нам тут — печальная история, случившаяся как раз под занавес года.

Чужой

Писатель Дмитрий Быков, давно внесенный в реестр иноагентов, и писатель Борис Акунин, как раз по итогам описываемого события угодивший в реестр экстремистов и террористов, пообщались с рос-гос-пранкерами Вованом и Лексусом и наговорили много такого, за что в России принято карать. Теперь их книги спешно изымают из продажи книжные магазины, а в издательстве «Захаров», где публикуется (то есть публиковался) экстремист Акунин, даже прошли обыски. Против Акунина* еще и уголовное дело завели.

Что, кстати, позволяет заглянуть в современную табель о рангах: в списке врагов государства террорист все-таки выше пока иноагента, к издателям иноагента Быкова жандармы не приходили.

Закон не запрещает издавать и продавать книги писателя, включенного в любой из реестров. И тут, между прочим, иноагентам почета больше. Книги иноагентов должны быть запакованы и снабжены соответствующим ярлыком (интересный момент, реализация метафоры, речь буквально о наклейке с соответствующей унизительной надписью). Как-то раз выпивал я в пятницу со своим добрым другом, владельцем лучшего книжного магазина Москвы, прямо у него в подсобке, и наблюдал, как сотрудники магазина, сквернословя, мечутся между полок — очередной литератор угодил в иноагенты и надо было спешно закатать все его труды в целлофан. Книги человека, объявленного экстремистом или террористом, продавать и покупать можно, главное, чтобы гонораров ему не досталось, — вот это уже будет финансированием терроризма, это статья. Запрещено только то, что по решению суда попало в список экстремистских материалов.

И можно было бы предположить, что торговцы с издателями, изымающие книги из продажи, дуют на воду, — время теперь такое, рисковать никому не хочется, — но вот обыск — это уже явно элемент государственной культурной политики.

При этом в книгах Акунина*, написанных в основном задолго до начала главного события современности, никакой крамолы нет. Знаменит он благодаря крепким и качественным детективам. Сыщик Фандорин — принципиальный и последовательный государственник. В экранизации «Статского советника» сам Никита Михалков снимался. Монахиня Пелагия, если помните такую, тоже не бомбистка. В компилятивных популяризаторских сочинениях по истории тем более мудрено отыскать призывы к свержению конституционного строя.

Времена нынче непростые, да и борцы с крамолой столь мудры и образованы, что даже в имени Эраст могла им привидеться гей-пропаганда. Но шутки отбросим, а выводы прибережем, пока просто заметим: публичная демонстрация нелояльности обнуляет все прежние заслуги и запускает механизм нашей домотканой культуры отмены. История экстремиста Акунина — про это.

Свои

Судьба чужого в государстве понятна, а вот чтобы разобраться с теми требованиями, которые предъявляют к своим, нам понадобится мнение авторитета. Зовем на помощь видного околокремлевского политолога Сергея А. Маркова, который, будучи человеком глубоко интеллигентным, об искусстве тоже порассуждать не прочь. Вот фрагмент его рецензии на фильм «Свидетель», первый, как не без гордости сообщала патриотическая пресса, фильм об СВО. Полный провал в прокате, рейтинг на «Кинопоиске» — три из десяти. У политолога в рецензии много пунктов, сосредоточимся на главном (орфография и пунктуация — авторские):

«9. От фильма берет оторопь — настолько он плох. Он просто потрясающе огромно вызывающе плохой. Почему?

10. Мой ответ — фильм или дали делать тем, кто против СВО или абсолютно бездарной команде. Может быть и то и другое.

11. Фильм Свидетель это дискредитация попытки России объяснить СВО. И это выбрасывание денег, которые государство выделяет на эту очень важную задачу.

12. Вывод по итогам фильма — нужно немедленно заявление Минкульта в Генпрокуратуру с просьбой рассмотреть производство фильма на предмет коррупции.

13. Хотя может они в доле и разделяют подход — надо провалить и дискредитировать все действия российского государства?

14. Кто то кажется сознательно пытается развалить российскую пропаганду изнутри».

Стихотворение Дмитрия Артиса из сборника «ПоэZия русского лета»

litres.ru

До того была история с продвижением «Z-поэзии» — концерты, попытки вытащить творцов в телевизор (и настолько ощутимая рейтинговая катастрофа, что даже с нынешнего ТВ, где пропагандистские задачи важнее любых рейтингов, творцов довольно быстро прогнали), роскошный сборник «ПоэZия русского лета», который продвигали аж через «Госуслуги»… И ничего, кроме потока насмешек, от публики.

Я честно пробовал этот сборник читать, но не осилил. И дело вовсе не во взглядах авторов на жизнь. Дело в удручающей, детской беспомощности большинства авторов. Почти все они просто не умеют писать стихи.

Можно пуститься в возвышенные рассуждения о том, почему по-настоящему талантливые люди не размениваются на пропаганду. Но не будем — во-первых, материи это темные, во-вторых, размениваются. Помянутый выше Михалков именно что разменялся, превратившись в злого экранного клоуна.