В издательстве Ad Marginem выходит книга Йозефа Рота «Путешествие в Россию. Россия 1926 года в репортажах австрийского журналиста».

В 1926 году газета Frankfurter Zeitung предложила известному австрийскому писателю и журналисту отправиться в советскую Россию. Рот отправился в путешествие в июле 1926 года. Его первые репортажи полны живых впечатлений и написаны по следам его перемещений, однако скоро он обращается к волнующим его темам, раскрывая их на советском материале.

Общественное мнение, газеты, цензура. Frankfurter Zeitung, 28.12.1926

Реакционная диктатура (например, диктатура Муссолини) главным образом запрещает. Пролетарская диктатура в России (теперь) всё больше диктует, чем запрещает; больше воспитывает, чем наказывает; действует скорее профилактическими, чем полицейскими методами. И поскольку в России до революции вообще не существовало широкого общественного мнения, коммунистическая цензура сдерживает ученых, деятелей искусства, философов, писателей; зато она воспитывает в массах умение практически использовать то или иное мнение. Газета служит цензуре: пропагандируя ее волю, а не просто подавляя правду. Волю цензуры — значит, волю правительства. Газета становится органом цензуры, поскольку она — орган правительства. Цензор сам мог бы ее редактировать. Вследствие этого она обладает свободой слова в определенной степени. Цензор и журналист опираются (действительно или предположительно) на одно и то же мировоззрение. По крайней мере, они не грешат против государственной религии, называемой в этом государстве атеистов коммунистической идеологией. Всякий, кто ее исповедует или ей симпатизирует, имеет право критиковать, но не выходя за рамки. И не выходит. Почему?