Лексус (слева) и Вован

Лексус (слева) и Вован

news.ru

Культура отмены в действии

18 декабря 2023 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении известного писателя Бориса Акунина* (псевдоним Григория Чхартишвили). «Он подозревается в публичном оправдании терроризма и публичном распространении заведомо ложной информации о действиях Вооруженных сил Российской Федерации (ст. 205.2, ст. 207.3 УК РФ)», — говорится в сообщении пресс-службы СКР. В силовом ведомстве также отметили, что планируют объявить писателя в розыск.

В тот же день Росфинмониторинг внес Бориса Акунина в список террористов и экстремистов, вследствие чего российские банки должны заморозить его средства и прекратить обслуживание счетов.

Издательство АСТ (входит в крупнейшую в России издательскую группу «Эксмо-АСТ») с 14 декабря приостановило распространение книг уехавших из России писателей Бориса Акунина* и Дмитрия Быкова (внесен минюстом в реестр иноагентов). «Публичные заявления писателей, которые вызвали широкий общественный резонанс, требуют правовой оценки. До прояснения ситуации выпуск и отгрузки книг возобновлены не будут», — пояснил это решение гендиректор АСТ Павел Гришков.

15 декабря розничная сеть книжных магазинов «Читай-город — Буквоед» и группа компаний «Литрес» (включает в себя сервисы «Литрес», «Литрес Подписка», MyBook) объявили о приостановке продаж книг Акунина* и Быкова**.

19 декабря в офисе российского издательства «Захаров» в Москве прошел обыск. «Мы единственные, кто не изъял книги Акунина* из продажи, со своего сайта и не сделал, как АСТ, заявление о том, что мы прекращаем сотрудничество с Григорием Шаловичем Чхартишвили*. Это, очевидно, последствия вот такого нашего поведения», — прокомментировала это событие директор издательства Ирина Богат.

Эксперт в правовых вопросах экстремизма адвокат Дмитрий Аграновский сообщил ТАСС, что теперь издание и продажа книг Бориса Акунина* подпадает под финансирование террористической деятельности, и даже передача Акуниным* прав на свои издания третьим лицам в данном случае не избавит от уголовного преследования. Аграновский сказал, что ожидает полного исчезновения книг Акунина* с полок магазинов и прекращения любого коммерческого использования его интеллектуальной собственности.

«Журнал «Новый мир» также включился в кампанию по отмене русской культуры. Журнал удалил со своего сайта две пьесы Акунина* — «Чайка» и «Гамлет. Версия». Страница Акунина* в разделе авторов журнала также больше не открывается», — отметил публицист Андрей Мальгин (внесен минюстом в реестр иноагентов). «Нет такого автора и в интернет-магазине Озон», — добавил он. А блогер и политический активист Эльвира Вихарева (внесена минюстом в реестр иноагентов) обратила внимание, что пьесу Акунина* сняли с репертуара в театре, которым руководит Безруков.

Такая резкая «отмена» на территории России одного из самых известных, читаемых и любимых современных писателей произошла после того как пранкеры Вован и Лексус выложили в своем канале запись разговора с Акуниным* и еще одним популярным российским писателем, поэтом, журналистом и литературоведом Дмитрием Быковым**.

Запись разговора с Быковым** была выложена 11 декабря. Пранкеры представились ему Андреем Ермаком, руководителем офиса президента Украины Владимира Зеленского. 14 декабря была опубликована запись с Акуниным*. Литератор полагал, что им заинтересовались экс-министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко и президент Зеленский. Когда и при каких обстоятельствах состоялись эти разговоры, точно неизвестно. Кроме того, пранкеры опубликовали лишь фрагменты разговоров.

Борис Акунин* изначально не собирался комментировать «провокацию, которую устроили путинские «воры на доверии». Но после фактического запрета его книг писатель заявил, что в разговоре «с клоунами, которые прикидывались украинцами», он говорил то же, что говорит и пишет публично.

Дмитрий Быков** еще в середине ноября рассказывал, что ему звонили от имени главы офиса президента Украины Андрея Ермака и пригласили приехать в Украину с целью «сбить накал ненависти к русскому языку и русской культуре». Тогда писатель предположил, что разговаривал с «дипфейком». По его словам, такие звонки поступили не только ему. Звонившие, полагал Быков**, планировали провести «масштабную провокацию» в отношении российских оппозиционеров, уехавших из страны.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов сообщил NEWS.ru, что поблагодарил Вована и Лексуса после их разговора с писателем Борисом Акуниным*. Он добавил, что в каких- то вопросах два пранкера делают больше, чем правоохранительная система.

Вскоре после публикации «пранков» еще один депутат Госдумы от «Единой России», Андрей Гурулев, назвал Акунина* «врагом», который «желает поражения своей стране», и за это «должен быть уничтожен». А широко известный жалобщик Виталий Бородин попросил Генпрокуратуру РФ проверить писателей на экстремизм и публичное оправдание терроризма. Активисты движения «Ветераны России» также потребовали лишить Быкова** российского имущества, а полученные средства направить на нужды СВО.

21 декабря Никулинский суд Москвы оштрафовал писателя Дмитрия Быкова** на 40 тысяч рублей за отсутствие маркировки иноагента в соцсетях. Это уже второй штраф, в конце июня Никулинский суд также штрафовал Быкова** на 40 тысяч рублей за то, что он не указал свой статус иноагента в видео на YouTube. Оба заседания проходили в отсутствие Быкова**, который сейчас живет за границей.

Пранкеры Вован и Лексус, чьи «розыгрыши» привели к таким нешуточным последствиям, уже несколько лет на слуху в российских и не только российских СМИ, и их медийная узнаваемость продолжает расти. Естественно, «Власть» тоже хочет разобраться, что это за люди и почему их маргинальные поступки приобретают такой мощный резонанс.

Как ни странно, Вован и Лексус все время ходят парой и во всех интервью и выступлениях говорят о себе «мы», поэтому разделить этот тандем на отдельные личности непросто. Но мы попробуем.

Кубанский самородок

Вован, он же Vovan222, он же, если верить официальной биографии, Владимир Александрович Кузнецов, родился 11 ноября 1986 года где-то на Кубани (точное место рождения неизвестно). Также неизвестно, кто были его родители, в Википедии их назвали просто «служащими». По словам Вована, после школы он поступил на юрфак Кубанского университета, который окончил, но зарабатывать на жизнь предпочел скандальными историями из жизни звезд шоу-бизнеса, называя это журналистикой. Вскоре он стал известен, но не как журналист, а как один из самых скандальных пранкеров, то есть телефонных хулиганов. В 2014 году он начал давать интервью СМИ и перестал скрывать свое лицо, но представлялся Владимиром Красновым. Осенью 2014 года Вован несколько раз общался с корреспондентами «Собеседника», в основном пересказывая свои пранки, но немного рассказал и о себе: «В обычной жизни я журналист. Это мне помогает добывать контакты звезд. Родился я на Кубани, мне 28 лет. В Москву приехал 3 года назад, живу на съемной квартире. Родители — обычные ребята, не генералы. Они знают, чем я занимаюсь, и не против. Девушки нет, потому что на отношения нет времени. Пранк требует большой подготовки».

«Мы с ребятами делаем розыгрыши для украинского ТВ, я хотел бы и на российском делать что-то такое или более серьезное — ток-шоу о политике, допустим. Но свое собственное, не на побегушках у Урганта. Для этого мне нужна публичность, потому мы с вами и разговариваем. А так пранкеры обычно шифруются», — объяснял Владимир Краснов корреспонденту «Собеседника» в октябре 2014 года. А в сентябре 2015 года в эфире Радио «КП» его уже представили Владимиром Кузнецовым.

В 2017 году вышла в свет написанная Вованом (на обложке указано — Владимиром Кузнецовым) в соавторстве с коллегой по пранку Лексусом (в миру Алексей Столяров) документальная книга «Вован и Лексус. По ком звонит телефон» (судя по названию, авторы знакомы с литературной классикой). Начинается книга с краткой истории мирового и отечественного пранка, затем идет описание жизненного пути авторов и их «работы». Не менее двух третей книги занимают расшифровки телефонных розыгрышей, которыми Вован и Лексус, видимо, очень гордятся. Но нас интересует биография пранкеров, а не их «творческая деятельность».

Вот что рассказывает в книге о себе Вован: «Когда я учился на четвертом курсе университета, мне в руки случайно попал диск с различными приколами. Среди них были те самые классические пранки: с извращенно матерящейся Спидовой Бабкой и Дедом ИВЦ. Также там находилось штук десять пранков со звездами шоу-бизнеса. Они меня просто потрясли! По манере общения и лексикону эти «селебрити» не отличались от пьяных сапожников, а некоторые даже превосходили их. <…> В поисках других записей я залез в Интернет и стал искать телефонные приколы, так как тогда еще не знал, что такие аудиозаписи называются пранками. Пара ссылок — и я оказался на пранк.ру. <…> Так я начал медленно, но верно изучать пранк-культуру того времени. <…> Около года я слушал всевозможные записи и читал новости из необычного мира пранкеров, при этом ни с кем из них не контактируя».

Окончив бюджетное отделение юридического факультета Кубанского государственного университета, будущая звезда пранка поступил на муниципальную службу по специальности. Но интерес к телефонным розыгрышам не проходил, а наоборот, усиливался. Первые свои звонки «жертвам» он делал с домашнего телефона, подключенного к компьютеру через карту ip-телефонии, что позволяло скрыть свой номер. Затем он установил Skype, и дело пошло веселее, в конце 2007 года голосованием на пранк.ру Vovan222 был признал лучшим пранкером года. Телефоны своих «жертв» он узнавал, представляясь помощником Ксении Собчак. «Постепенно мои пранки со звездами шоу-бизнеса стали носить не только развлекательный, но и информационный характер. Я понимал, что это будет любопытно различным СМИ, которые закрытым пранк-сообществом в те времена практически не интересовались», — вспоминает пранкер. Так, с 2009 года он начал сотрудничать с различными «желтыми» СМИ, а через год стал «плотно» работать с журналом Maxim. «В начале 2011-го я стал уже сам писать статьи, которые ставили в номер. А весной главред издания позвал меня в Москву — работать официально в штате журналистом. 31 августа 2011 года я прилетел в столицу. Быстро нашел подходящую квартиру в двух шагах от места работы и окунулся в новую жизнь», — вспоминает Вован. Но любимое хобби он не бросил.

Для нужд пранка ему были необходимы «левые», то есть оформленные не на его имя, сим-карты. Первой «левой симкой» оказалась карта на имя некоего Дмитрия Игоревича Краснова, задолжавшего «Альфа-Банку» 12 тысяч рублей. Так телефонный хулиган стал Красновым, и под этим именем активно общался с коллекторами, выкладывая свои разговоры с ними в сеть и набирая популярность (коллекторов никто не любит, и троллинг над ними обречен на успех). «Впоследствии я выяснил, — уточняет Вован, — что тот самый должник Краснов скончался еще в 2011 году по причине употребления наркотиков».

В декабре 2011 года десятки тысяч протестующих вышли на улицы Москвы, требуя отмены сфальсифицированных итогов выборов в Госдуму. Для многих символом нечестной кампании стал тогдашний председатель ЦИК Владимир Чуров. Вован Краснов «не имел желания участвовать в протестных мероприятиях», но решил использовать ситуацию в своих целях. Представившись помощником президента Аркадием Дворковичем, он узнал телефон Чурова и позвонил ему. «Разговор длился чуть больше двух минут. Мне он показался не особо интересным, поэтому я еще думал, стоит его выкладывать на всеобщее обозрение или нет. Но все-таки отправил файл на пранк.ру. Запись имела эффект разорвавшейся бомбы. Пользователи молниеносно стали распространять пранк по русскоязычному Интернету. Вскоре запись заметили СМИ. На несколько лет этот пранк стал моей визитной карточкой», — пишет в книге Вован. И тогда он решил «выйти из тени».

В 2012–13 годах у него еще было несколько громких розыгрышей, имевших больший или меньший успех. Его «жертвами» стали Гарри Каспаров (включен в реестр иноагентов), обычно передававший телефонную трубку маме, Наталья Поклонская, Геннадий Онищенко, Анастасия Волочкова, Никита Джигурда, Лоллита Милявская, Николай Басков, больше же всех досталось от пранкера актеру Алексею Панину.