Фото: facebook.com/HISTORYZA/photos/
В любой сфере знаний есть свои «проклятые» вопросы, споры насчёт которых обречены быть нескончаемыми. Например, для физики фундаментальна дискуссия насчёт природы света. А в политических науках, по-видимому, будут спорить всегда, почему в одних странах демократии, а в других — разные формы авторитарного правления.
Казалось бы, ещё по следам нацистской диктатуры все точки над i здесь расставил австро-британский учёный Фридрих Хайек. В знаменитой «Дороге к рабству» автор не только заложил основы либертарианства, но и объяснил, почему в Германии, вроде как просвещённой и развитой европейской стране, восторжествовала одна из самых мерзких диктатур в истории человечества:
«Проблема вовсе не в том, почему немцы порочны (наверное, сами по себе они не лучше и не хуже других наций), а в том, каковы условия, благодаря которым в течение последних 70 лет в немецком обществе набрали силу и стали доминирующими определённые идеи, и почему в результате этого к власти в Германии пришли определённые люди»
Тем не менее, стройные рассуждения Хайека и его последователей не смогли разбить массовый стереотип. Мол, одни народы изначально хотят жить свободно, а другие — безотчётно грезят бить поклоны перед очередным деспотом. Думаю, как раз россиянам не стоит даже напоминать бесчисленные токсичные теории насчёт собственного мнимого «генетического рабства»; уж слишком они стали расхожи — по понятным причинам — в последние два года.
Однако сам тезис, что некая группа людей биологически, как бы по вине предков, предрасположена к диктатуре, не выдерживает критики. Печальная истина в том, что представители любого народа способны попасть под авторитарные флюиды. Лучше других это полвека назад доказал скромный педагог из США Рон Джонс. Калифорниец хотел показать подросткам, насколько отвратительны диктатуры, а в итоге обнаружил себя вождём движения против демократических основ Соединённых Штатов.
Когда бумеры ещё были как зумеры
1960-е годы в США выдались противоречивым временем. С одной стороны, экономика первой мировой сверхдержавы процветала. Темпы роста валового продукта достигали беспрецедентных 4–6% ежегодно. Президенты-демократы Джон Кеннеди и Линдон Джонсон провозглашали наступление общества всеобщего благосостояния. С другой, экономическое благополучие для многих американцев подняло планку ожиданий, какой должна быть их страна.
В два благополучных послевоенных десятилетия в США выросло поколение бумеров. В XXI веке так с иронией называют немолодых конформистов, закосневших в своих привычках и тоскующих по прошлому. Конкретно в российской традиции «бумер» служит почти что синонимом «совку». Оба словечка одинаково высмеивают неумение пользоваться гаджетами, архаичные бытовые привычки вроде ковров на стенах и душные рассуждения, какую великую страну развалил Горбачёв на пару с Ельциным.
Но 60 лет назад в западном мире бумерами называли совсем других людей.
Так окрестили не заставшую войну молодёжь: выросшую в достатке, более образованную и критически настроенную к устоявшимся порядкам. В Америке многие бумеры разделяли левые взгляды и нередко шли дальше повестки Демократической партии, вплоть до маоизма и геваризма.
Фото: Wikipedia / David Wilson
Молодые американцы протестовали против Холодной войны с Советским Союзом, расовой сегрегации, социального расслоения, женского неравноправия, обязательного призыва в армию. Последняя проблема для молодёжи стала особо острой с началом активного вмешательства США в войну между Северным (прокоммунистическим) и Южным (антикоммунистическим) Вьетнамом.
Неприязнь к государству, привычным порядкам и ценностям у американской молодёжи подстегнуло загадочное убийство президента Джона Кеннеди в 1963 году. Cуд признал виновными эксцентричного стрелка-одиночку Ли Харви Освальда, что многим американцам показалось ложью.
«Дух перемен охватил Америку. Новое врывается [повсеместно]. Мы ждём всех с открытым сердцем. Мы будем делиться всем бесплатно. Берите с собой одеяла, палатки, призывные повестки [чтобы их сжечь], краску, чтобы расписывать тела, молочко от бешеной коровки мистера Лири [психоделики], еду, чтобы поделиться с ближним, музыку и ощущение радости. […] Америка духовно больна: она страдает от насилия и духовного распада, она опасно подсела на напалм. Мы требуем Политики Экстаза!»
— из манифеста леворадикального движения йиппи, 16 января 1968 года
Господствующими трендами среди американской молодёжи 1960-х стали нонконформизм, желание скорых решительных перемен и надежда на новых политиков, которые бы установили настоящую справедливость для всех. Именно среди выросших в такой атмосфере подростков и провёл свой эксперимент калифорнийский учитель Рон Джонс.