Китайский дракон в спектакле «Петр I» московского театра "Модерн". Фото Юлия Мешкова

Китайский дракон в спектакле «Петр I» московского театра "Модерн". Фото Юлия Мешкова

По данным китайской таможни, доля Китая в российском товарообороте по итогам 10 месяцев 2023 года возросла до 32%, при этом на Китай приходится 41% российского импорта и 26% экспорта. Но, приводит мнение экспертов The Moscow Times, для Китая Россия является менее значимым партнером по товарообороту: «Это сохраняет риски снижения торговли в случае вторичных санкций, предупреждают они. Если Запад поставит Китай перед выбором, он или Россия, ответ будет не в пользу России». Разделяете ли вы эту оценку?

— Безусловно, даже те самые двести с лишним миллиардов долларов, на которые вышел российско-китайский товарооборот, все равно не сравнятся с более чем 750 миллиардами долларов товарооборота Китая с Европейским союзом и 650-миллиардным товарооборотом с Соединенными Штатами. Поэтому тут, в общем-то, выбор очевиден. Конечно, если Китай встанет перед бинарным выбором — либо продолжать торговать с Россией, либо попадать под тотальные вторичные санкции, то выбор очевидно не в пользу России будет сделан. Другой вопрос, что Китай перед этим выбором вряд ли поставят. Потому что суммарно почти полтора триллиона долларов товарооборота между Китаем с одной стороны и Европейским союзом и Соединенными Штатами с другой это все-таки дорога с двусторонним движением. То есть это обоюдоострый меч, который в случае его гипотетического применения, то есть полной остановки торговли с Китаем, больно ударит по Западу. Дело в том, что Китай в силу того самого международного разделения труда очень сильно интегрирован в глобальные цепочки поставок, причем даже важнейших, жизненно необходимых товаров.

Президент США Джо Байден выходит из Белого дома после объявления новых санкций против России, 11 марта 2022 года

Фото: Al Drago via CNP/ Global Look Press

Например?

— На Китай приходится подавляющее большинство антибиотиков, точнее, сырья для их производства, из которого по всему миру и получают готовые лекарственные препараты под определенными торговыми марками. И пандемия коронавируса, когда был определенный спад и в торговле, и перебои в цепочках поставок, показала, что без Китая мир просто останется без антибиотиков. И это лишь один из примеров.