Последствия массового разорения дилеров «АвтоВАЗа» не заставили себя ждать. 12 августа был освобожден от должности старший вице-президент завода Алексей Криворучко. В официальном сообщении говорится, что это связано с переходом на другую работу. Для ВАЗовских партнеров – тех, кто еще жив, – демарш Криворучко стал полной неожиданностью. В момент, когда они один за другим подают заявления о банкротстве, а управления региональных поставок ломятся от нераспроданных машин, уход ключевого менеджера по сбыту выглядит, мягко говоря, странновато. Заявление об увольнении по собственному желанию легло на стол в день, когда на «АвтоВАЗ» без лишней шумихи приехал руководитель контрольного управления администрации президента Константин Чуйченко. Еще в этот же день завод опубликовал не слишком вдохновляющий отчет о том, как он потратил 25 млрд руб. госпомощи (большая часть денег ушла на расплату с долгами). Чуйченко провел на «АвтоВАЗе» целый день. Перед визитом он разослал ВАЗовским поставщикам письмо с просьбой рассказать о политике руководства завода – в частности, он интересовался их мнением о том, насколько справедлива вексельная система оплаты комплектующих. Нетрудно представить, что поставщики написали и еще напишут: многие из них не раз публично заявляли, что эта система отбросила всю отечественную индустрию производства автокомпонентов как минимум на пять лет назад. После такого «фидбека» генпрокуратура готовится провести проверку на заводе. В чиновничьих кругах ходят упорные слухи, что по ее итогам будут уволены президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин и глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, который лично отчитывается перед президентом за успехи завода. Криворучко, кстати, приходится Чемезову племянником. То ли родным, то ли двоюродным – на этот счет мнения расходятся, но в самом факте родства среди дилеров и поставщиков «АвтоВАЗа» не сомневается никто. Так стоит ли верить официальному сообщению, что уход Криворучко был добровольным? О грядущей отставке некоторых ВАЗовских топ-менеджеров слухи ходят еще с прошлого года, но про старшего вице-президента никто ничего подобного не говорил. До последнего времени все выглядело хорошо. В июле он провел международную конференцию для дилеров «АвтоВАЗа», а в августе отрапортовал о росте июльских продаж по сравнению с июнем на целых 12,4%. Необычно выглядит и уточнение в официальном сообщении о том, что место Криворучко в данный момент остается вакантным. Как правило, такие формулировки не используются при плановых кадровых перестановках. Старший вице-президент явно покинул свой завод в спешке. Криворучко пришел на завод с командой Алешина в 2006-м. До этого – разумеется – работал в «Рособоронэкспорте». Как рассказывают в Тольятти, Криворучко очень рьяно взялся за реорганизацию дилерской сети и много ездил по регионам, пытаясь улучшить ее работу. Правда, за три года этой бурной деятельности работа сети только ухудшилась. Обанкротились несколько крупных дилеров – «Элекс-Полюс», «Инком-авто», «Ростокино-Лада». А «Фаворит Моторс» просто отказался от торговли ВАЗовскими машинами. Чтобы выжить, объединились «Автокей» и «Автогермес». Мелкие региональные дилеры просто мрут, как мухи. Их губит отсутствие у «АвтоВАЗа» внятной бизнес-модели, жесткое квотирование, не отвечающее реальному спросу в регионах, возвращение к системе предоплаты. Ну, и прочие «мелочи». Например, в прошлом году в управлении региональных поставок была обнаружена крупная недостача более чем в 4000 автомобилей. Это было отмечено в публичном отчете, но никак не объяснено. Тому, кто придет на смену Криворучко, достанется тяжелое «наследство» в виде практически мертвой дилерской сети, запасы которой на сегодняшний день составляют около 80 000 автомобилей. Но причины ухода менеджера, скорее, смахивающего на бегство, могут быть связаны не только с проблемами сбыта. Источники рассказывают о конфликте между «старой» командой Алешина-Чемезова и «новой» командой в лице Игоря Комарова, который к «Рособороноэкспорту» отношения не имеет, зато имеет отношение к Сбербанку, готовящемуся стать совладельцем Opel. Если Opel таки достанется нашему банку, на «АвтоВАЗе» уже в самое ближайшее время можно ждать появления «комаровских». Что в данном случае решит предпринять Renault со своим блокирующим пакетом – большой вопрос.