Кремль, Москва

Кремль, Москва

Alexander Zemlianichenko Jr / XinHua / Global Look Press

В начале 2011 года в блогосфере активно обсуждался фоторепортаж из рабочего кабинета Владислава Суркова, ознакомивший публику с литературными предпочтениями на тот момент первого замглавы администрации президента РФ. На отснятых блогером Ильей Варламовым полках личной библиотеки архитектора путинизма, литератора-постмодерниста и завсегдатая книжного магазина «Фаланстер» было много всего любопытного: и нон-фикшн от разгромленной Госнаркоконтролем «Ультра.Культуры», и Мишель Фуко, соседствующий с Борисом Гребенщиковым, и, разумеется, всяческий политический трэш.

Отчего-то Варламов решил детально не запечатлять одну из полок, но, если вглядеться в общее фото стеллажа, можно рассмотреть на ней сразу пять томиков с фирменными корешками серии «Великие противостояния», выпускавшейся АСТ в 2000-е. Она специализировалась на реакционно-графоманского толка публицистике под сенсационными заголовками: если совсем уж пристально всмотреться в снимок, в сурковской коллекции различается книга «Америка против России. Почему Америка наступает», в которой полковник пограничной службы Андрей Паршев 400 страниц издевается над читателями конспирологией про «золотой миллиард» и теориями о кознях Госдепартамента и глобальном потеплении.

Кажется, в ходе переезда в Дом правительства в суете мятежного декабря 2011-го Сурков позабыл на Старой площади пару букинистических редкостей, которые впоследствии обнаружили новые жильцы здания ЦК КПСС и чересчур ими увлеклись — в особенности теми самыми «Великими противостояниями», передавая их от одного поколения аппаратных идеологов к другому. Такой вывод невольно напрашивается после прочтения главного документа минувшей недели — решения Верховного суда (ВС) о запрете и признании «Международного общественного движения ЛГБТ» экстремистским.

Его полный текст занимает 19 страниц, «содержательное ядро» которых, если отбросить ссылки на законодательство и повторы одних и тех же тезисов, можно уместить в один абзац. Привожу его ниже с выделением ключевых идей этой «аналитической записки».

«С 1984 года на территории РФ действует международное общественное движение ЛГБТ… возникшее в США в 60-х годах ХХ века как часть политики ограничения рождаемости, наряду с прочим предлагающей поощрение нетрадиционных семейных отношений…Появление в РФ сторонников и последователей Движения… обусловлены внешнеполитическим воздействием, целью которого является устранение морального осуждения, традиционного сопровождающего противоестественные сексуальные отношения… Движение фактически пропагандирует идеологию разрушения традиционных ценностей семьи и брака посредством достижения полной моральной эквивалентности нетрадиционных сексуальных отношений с традиционными… угрожает демографической ситуации в стране, способствует созданию условий для саморазрушения общества, ослабления семейных связей, причиняет вред нравственному здоровью людей, навязывает представления, предполагающие отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни… К одной из основных целей деструктивной идеологии Движения относится необходимость изменения в сознании людей представления о религиозном восприятии ЛГБТ-отношений. Под воздействием идеологии Движения происходит изменение толкования Библии».

Мое первое знакомство с решением, которое явно написал не судья ВС Олег Нефедов, а кто-то из непосредственных подчиненных Сергея Кириенко, было окрашено ярким ощущением дежавю. Где-то эту аргументацию про американские 1960-е, беспокойство о демографии и религии, причем чуть ли не в таких же формулировках, я уже встречал.

Книжный шкаф в кремлевском кабинете Владислава Суркова, 2011 год

varlamov.ru

«Консерватизм сердца» против Франкфуртской школы