Люди, пришедшие поддержать Фаиля Алсынова

Люди, пришедшие поддержать Фаиля Алсынова

Фото: страница Фаиля Алсынова в ВК

В башкирском городе Баймаке, где тысячи людей вышли на акцию протеста против тюремного срока активисту Фаилю Алсынову, задержаны десятки человек. Некоторые уже стали фигурантами уголовных дел о массовых беспорядках. Очевидно, власти хотят максимально жестко подавить протестные настроения, опасаясь других бунтов на национальной почве. Могут ли беспорядки начаться и в других национальных республиках, где недовольны политикой русификации? Может ли это привести к краху режима, как было в случае СССР?

Политолог и татарский активист Руслан Айсин рассказал Фариде Курбангалеевой, почему эти протесты пугают либералов, а их комментарии зачастую неотличимы от комментариев путинистов, кто такой Фаиль Алсынов, когда региональные элиты предадут Путина и как может выглядеть «переучрежденная» Россия.

«Других социальных кластеров, которые могут взять на себя свержение путинского режима, кроме нацменьшинств, в России просто нет»

На прошлой неделе известный культуролог Александр Эткинд опубликовал на своей странице в Фейсбуке карту расположения Башкортостана на территории РФ, из которой понятно, что республика находится очень близко к границе России и от Казахстана его отделяет узкая полоска территории. И хотя напрямую в посте об этом не говорилось, аудитория сразу считала смыслы и начала писать комментарии в духе: «На расстоянии одного марш-броска». Этот марш-бросок действительно может произойти?

— Я больше скажу: этот узкий «аппендикс» Оренбургской области, отделяющий Башкортостан от Казахстана, был специально «проложен» Сталиным в то время, когда он занимал должность наркома по делам национальностей. Несмотря на то, что этот искусственно образованный аппендикс — он называется Кувандыкский коридор — был заселен преимущественно башкирами, татарами и казахами. Я не раз бывал в тех местах: там вся топонимика тюркская.

Сталин это сделал для того, чтобы у примыкающих к Башкортостану республик Поволжья не было границы с Казахстаном. Отсутствие этой внешней границы советская власть использовала как аргумент, чтобы не давать республикам статус союзных. Ведь на бумаге СССР формировался как конфедеративное объединение союзных государств, и теоретически в любой момент они могли выйти из его состава, что и случилось в 1991 году.

То есть границы Сталин рисовал как хотел. В том числе этим объясняется тот факт, что татар за пределами Татарстана проживает гораздо больше, чем внутри — 75% от общего числа.

Татарстану отвалили маленький кусочек, сознательно откусив по всему периметру этническую массу. Впоследствии именно такое «рисование» не позволило поволжским республикам обрести подлинный суверенитет, они оставались «запертыми» внутри этого огромного монстра. Поэтому Сталин руководствовался принципом «разделяй и властвуй», причем очень умело.