Zamir Usmanov/Global Look Press
Гомофобные инициативы со стороны российского государства в очередной раз смогли всех удивить — с «ЛГБТ-экстремизмом» связали даже употребление в речи феминитивов. Эксперты критикуют документ как репрессивный, дискриминационный и не соответствующий положениям российской Конституции и международным требованиям к качеству законов. Они утверждают, что жертвами государственной гомофобии может стать любой человек, даже случайный, и России предстоит новая волна эмиграции. Юрист по правам ЛГБТК-людей Максим Оленичев рассказал Republic, на что могут рассчитывать квир-люди, которые желают покинуть Россию, что ждет тех, кто остается в стране, и какие у них есть возможности себя защитить.
— Что сейчас происходит с квир-людьми в России? Есть массовый отъезд из страны?
— Здесь история такая: все очень зависит от того, чем занимались квир-люди и какие у них вообще есть возможности уехать. На самом деле из общей массы уезжает не так много людей, что связано как раз больше с экономическими причинами. Многие люди не могут просто уехать на новое место и начать свою жизнь заново.
Если смотреть по тем обращениям, которые поступают ко мне как к юристу, и вообще на оценку ситуации в динамике, то, конечно, количество запросов на то, как переехать за рубеж, резко увеличилось. В последние месяцы стал применяться новый закон о гей-пропаганде среди всех возрастов, запрет на транс-переход и решение Верховного суда об ЛГБТ-экстремизме. В том числе из общения с коллегами я знаю, что из России стало переезжать намного больше людей с просьбой о беженстве. То есть люди едут. Но многие еще остаются в стране, и те, кто были открытыми квир-людьми, уже начинают «закрываться», чтобы не провоцировать реакцию со стороны государства и их не привлекли ни к какой ответственности.
Предоставлено Максимом Оленичевым
— Все квир-люди из России могут рассчитывать на убежище в других странах? Или это касается только общественных активистов и людей, которые столкнулись с преследованием по факту своей идентичности и сексуальной ориентации?
— Да, беженство предоставляется только тем людям, в отношении которых есть обоснованные предположения о том, что Россия будет их преследовать либо не окажет им поддержку в случае нарушения их прав. И обычно беженство предоставляют как раз тем людям, которые открыто жили как ЛГБТ-люди в стране. В этой ситуации не обязательно, чтобы с ними что-то плохое случилось в России, например, отказали в возбуждении уголовного дела, если они пережили гомофобное нападение, или их преследовали по закону о гей-пропаганде за публикацию постов в интернете. То есть если это было, то это «хорошо» для кейса по беженству, но если этого не было, то и без этого можно подаваться на беженство. Все зависит от страны, которая будет рассматривать заявление. Допустим, Испания дружелюбна по отношению к квирам, и если человек в России был открытым квир-человеком, то с учетом того репрессивного законодательства, которое сейчас есть в России, шансы на получение беженства в Испании достаточно высоки. Если, например, с таким же кейсом поехать в Грецию, то шанс на получение убежища намного меньше, потому что национальная практика предоставления убежища квир-людям говорит о том, что такие убежища представляются достаточно редко. Поэтому нужно выбирать, куда ехать, есть более благоприятные страны и менее.