Фото: Любовь Кабалинова / пресс-служба Ельцин Центра
В Екатеринбурге побывал Роберт Гараев — журналист и писатель, автор документальной книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», которая легла в основу нашумевшего сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». Это история о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов, так называемом «казанском феномене» — времени, когда уличные банды держали в страхе весь Татарстан. Гараев, сам в то время состоявший в группировке, выступил консультантом сериала. В Екатеринбурге он провел творческую встречу в Ельцин Центре и отдельно встретился с корреспондентом Republic. Мы поговорили о соотношении исторической достоверности и художественного вымысла в сериале, популярности кинокартины и ее кажущейся политической составляющей, феномене «пацанской культуры» и давлении со стороны властей, которые обвинили авторов в «романтизации бандитизма».
Почему возник «казанский феномен»
— Книга и сериал — два совершенно разных произведения. Книга — это документальное исследование «казанского феномена», интервью с участниками группировок, сотрудниками милиции, адвокатами, потерпевшими, которые жили в те времена. Сценарий сериала — это художественное переосмысление той эпохи. Что экранизация переняла из книги?
— В книге я подробно рассказываю о том странном времени и необычном «казанском феномене», с его субкультурой, правилами, модой и другими особенностями. В сериале вымышленные персонажи. Жора Крыжовников (настоящее имя Андрей Першин. — Republic) поместил их в этот криминальный мир молодежных группировок.
От меня как автора требовались консультации по разным вопросам, связанным с этим феноменом. Если я не мог на что-то ответить, то расспрашивал людей, которые были свидетелями тех событий. Например, о том, мог бы пацан из группировки поступить в конкретной ситуации так или иначе. В этом мире не хотелось наврать ни на секунду. Это была моя основная задача в рамках съемок сериала. Вообще, конечно, когда я писал книгу, то совсем не думал о возможности экранизации. Я не представлял, как можно мои интервью взять и перенести на экран или на театральную сцену.