Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский) - Михаил Васильевич Нестеров. 1917 (фрагмент)

Философы (С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский) - Михаил Васильевич Нестеров. 1917 (фрагмент)

Фото: Википедия

Продолжается скандал вокруг Института философии, который «патриоты» призвали разрушить и построить на его месте новое учреждение. В центре этой атаки стоит бывший сотрудник Института Анатолий Черняев, который, по его словам, был уволен «за поддержку спецоперации России». К критике присоединилась вдова известного философа Александра Зиновьева — Ольга. Она назвала институт «страшным гнойником» и «прибежищем негодяев, предателей, иноагентов, перебежчиков, русофобов и экстремистов».

О том, что происходит с Институтом, может ли философия быть суверенной, кто такие Z-философы, можно ли им противостоять, Republic поговорил с Рубеном Апресяном, доктором философских наук, профессором, «иностранным агентом», главным научным сотрудником сектора этики Института философии РАН и знакомым Черняева.

«Противники Института философии находятся на сугубо идеологических позициях: мысль должна быть одна, без «извилин», и все должны работать на эту одну мысль»

Что, на ваш взгляд, сегодня происходит в философском сообществе России? Попытка насадить в стране некую идеологию наконец отразилась и на процессах, происходящих внутри этого сообщества?

— Пресс-конференцию, проведенную в середине января Зиновьевским клубом, где выступали и некоторые философы, а также последовавшие обсуждения в некоторых сегментах русскоязычных медиа я бы не стал рассматривать в качестве показателя того, что происходит в философском сообществе России или российской философии как таковой. Эта пресс-конференция — часть широкой идеологической кампании против Института философии Российской академии наук (ИФРАН), начавшейся весной 2021 года.

Конечно, она сказывается на Институте философии, на многих и многих преподавателях философии в высших учебных заведениях по всей стране, потому что все понимают, что в конечном счете под огнем недобросовестной и оголтелой критики оказывается политика в области философских исследований и преподавания философии. В самых общих словах мы можем говорить о философском сообществе в России, но хотя среди критиков ИФРАН есть философы, то есть люди, профессионально занимающиеся философией, с научными степенями и при должностях, происходящее остро противоречит ее духу и делу.

Философия — это работа мысли, обмен идеями, критическое и диалектическое, в сократовском смысле этого понятия, осмысление процессов, событий и явлений, аргументация, концептуальный анализ.

ИФРАН, его руководители и научные сотрудники оказались под огнем испепеляющего отрицания, замешанного на злостном искажении фактов, манипуляции смыслами, очернительстве, навете, срывающемся в донос, и желании устроить судилище.

В полной мере весь этот арсенал грязных пропагандистских средств задействован в писаниях нескольких «журналистов», набивших руку в жанре дискредитации, но и записные философы, включившись в кампанию шельмования, скатываются к риторике злобного дезавуирования Института.