Грозный во время Первой Чеченской войны

Грозный во время Первой Чеченской войны

соцсети

Однажды Рамзан Кадыров призвал убивать людей, которые совершили убийство, либо их родственников. «Любая попытка совершить посягательство на жизнь человека отразится в том числе на родственниках виновного… Близкие родственники должны знать, чем занимается представитель их семьи, и нести за него ответственность, чему нас веками учат чеченские адаты». Для того чтобы не работала конституция Российской Федерации, а работали адаты — неписанные законы чеченцев времен работорговли и разбойничества, воспеваемые классиками в литературе, нужно уничтожить многонациональный мир. То есть искоренить любое инакомыслие, расхождение во взглядах, культурную и религиозную особенность, и для начала сделать это хотя бы в отдельно взятом месте, например, в Чечне.

Мусульманские общины укрепились в Европе за последние десятилетия настолько, что всемирный халифат больше не кажется иллюзией. Но для его образования нужны чуть более грандиозные масштабы, чем в Чечне, — и мы увидим массовые казни по шариату, полный запрет на содержание в домах собак и вето на языческий символ — праздничную новогоднюю елку. Однако шариат, как и светские законы, вторичны для горцев, где бесспорны только адаты, оставшиеся со времен язычества: веками длится кровная месть, дети не принадлежат матери, они — кровь отца, оправданы убийства чести, свой по национальности предпочтительнее всех остальных и выдавать дочерей замуж разрешено исключительно за мужчин своего рода-племени.

Геноцид русских в Чечне — хотя его следовало бы назвать геноцидом всех нечеченцев, — в активной фазе длился с начала 90-х годов XX века по середину нулевых XXI-го, при молчании журналистов и правозащитников, и позволил Ичкерии пустить метастазы по всем российским регионам, другим странам и даже континентам. Александр Солженицын открыто писал о геноциде, призывал власти одуматься, провести работу над ошибками, укорял Кремль, с чьего позволения происходили все бесчинства, но, выражаясь терминами самого Нобелевского лауреата, — совершенно беспоследственно. Наиболее страшные события в Чечне начинались после того, как бомбы затихали, а мирные люди, преимущественно нечеченцы, начинали робко надеяться на мир.

Требование извинений от обреченной жертвы — излюбленное удовольствие морально разложившихся личностей, упивающихся абсолютной властью, как и унижение, как психологическое и физическое уничтожение.

«Неверных нужно унижать постоянно!» — так говорят исламские фундаменталисты. Всплеск их активности в республике начался в конце 80-х, когда горцы решили применить коллективную ответственность к русским уроженцам Чечни, практиковавшуюся в общинно-племенном строе, как нечто само собою разумеющиеся. Хотя именно русские уроженцы Чечни не смогли выехать за пределы республики, в отличие от чеченцев и ингушей, нашедших сотнями тысяч пристанище в Ингушетии.

Только по официальным данным, в Ингушетии спрятались от 300 000 до 500 000 чеченцев, и неудивительно, что, согласно статистике, чеченцев в 1989 году насчитывалось чуть более 700 000, а после завершения долгой войны в Чечне стало полтора миллиона чеченцев, то есть в два раза больше, чем было. Это случилось благодаря тому, что старейшины разрешили мужчинам брать в жены до четырех девушек, и объявили, что долг каждой из них перед чеченским народом — родить как можно больше будущих воинов. Беженцы-чеченцы скрывались у родных в Дагестане, в лагерях беженцев в Ингушетии и в других мирных регионах России. Воевали с российской армией в основном парни из аулов и сел. Под бомбами в Грозном оставались мирные нечеченцы с детьми — 95–97%, в Аргуне и Гудермесе было от 50% до 70% русскоязычных, так же дело обстояло в станицах и поселках Чечни. В нашем дворе по улице Заветы Ильича в Грозном перед Первой чеченской компанией я насчитала 54 ребенка: русские, украинцы, аварцы, татары, армяне, евреи, дети из многонациональных семей. Чеченских детей было всего двое, и тех быстро увезли от войны. Большинство вайнахских семей заранее предупредили родственники-боевики с гор, и они успели уехать до начала страшных боев.

В путинской России введена официальная мода на извинения. Извиняются все: от депутатов до школьников — например, перед Рамзаном Кадыровым, главой Чеченской республики. Пытались добиться такого положения и другие российские чиновники, но менее эффективно. Ичкерийцы, сбежавшие в Европу, ностальгируют о годах независимости, переругиваясь друг с другом за лоскутки былой славы. В современной Чечне управленцы пошли другим путем с благословения Путина и расширяют сферу влияния по остальным регионам России. «Один Владимир принес на Русь христианство, а другой Владимир свернул к халифату», — нередко можно услышать мнение граждан, когда речь идет о строительстве новых мечетей в российских городах и о том, что с денежных купюр внезапно исчезли символы православной веры.

Мир неверия будет потрясен, писал когда-то чеченский бард Тимур Муцураев, вдохновлявший своими песнями и «воинов джихада», и мирных жителей всех национальностей. Тимур Муцураев был единственным, чьи песни к началу Второй чеченской войны не запретили исламские фундаменталисты (в целом песни запрещали потому, что шайтан украл семь нот из рая, и музыка, искусство, творчество очень вредны для мусульман, как и сам мир неверных). Тимур Муцураев воспевал подвиг Хавы Бараевой, юной девушки, которая взорвала машину с тротилом у российской воинской части. На нее следовало ориентироваться чеченской молодежи. Теперь, как выразился Рамзан Кадыров, «Муцураев больше не поет!»

Обложка аудиокассеты с записью альбома Тимура Муцураева

Фото из личного архива

За политическими склоками и пропагандой с двух сторон конфликта нередко упускается кровопролитная религиозная война в Чечне, не менее мощная и опасная, чем изначальное противостояние Ельцина и Дудаева.