Сталин и музы. Фрагмент картины Виталия Комара и Александра Меламида, 1982

Сталин и музы. Фрагмент картины Виталия Комара и Александра Меламида, 1982

В издательстве Academic Studies Press / Библиороссика выходит перевод книги стэнфордского культуролога Дженис Росс «Эффект разорвавшейся бомбы: Леонид Якобсон и советский балет как форма сопротивления». Подробная творческая биография Леонида Вениаминовича Якобсона (1908–1975), одного из самых значительных советских балетмейстеров, вплетена в общий контекст перформативных искусств сталинской эпохи (автор книги напоминает, что диктатор считал себя великим знатоком и арбитром оперы и балета — не говоря уже обо всем прочем).

Возможно, определение балета как «формы сопротивления» кому-то из читателей покажется некоторым преувеличением, однако автор книги настаивает (цитируем издательскую аннотацию), что

«Якобсон бросал вызов цензорам, преодолевая жесткие эстетические рамки статичного и консервативного советского балета. Он был художником противоречий, модернистом, произведения которого, созданные в мрачные времена, придали новый смысл роли человека танцующего».

С любезного разрешения издательства публикуем главу «Культурный фронт», в которой описаны практики государственного руководства культурой в эпоху позднего сталинизма — практики, которые совсем недавно казались дикими и навсегда ушедшими в прошлое, а сегодня снова воспринимаются как вполне естественные.