«В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра».
Лев Толстой, «Война и мир».
Все началось с секретного донесения российского посланника в Вюртемберге Давида Алопеуса. «Ныне сделано открытие столь великой важности, что оно должно иметь выгоднейшие последствия для тех, которые первые оным воспользуются, — писал он 22 марта 1812 года императору Александру I. — Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, в конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себе нужное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для истребления величайших армий».
Источник: Википедия
Идея эта овладела умами ученых и просто энтузиастов с тех пор, как 1783 году братья Монгольфье запустили в небо первый воздушный шар: как заставить его лететь по воле не ветра, а человека. Дижонская академия наук предложила использовать для этого машущие крылья, подобные птичьим. Французский военный инженер Мёнье настаивал на применение вращающихся пропеллеров. Физик Карр спроектировал особые гребные колеса. Свою оригинальную крыльевую конструкцию разработал и небесталанный самоучка Франц Леппих.
Он родился в 1775 году в Баварии в крестьянской семье. Изрядно помотавшись в юности по Европе (и даже успев послужить в английской армии), стал в итоге автором нескольких изобретений, одно из которых — музыкальную машинку — ему даже удалось презентовать французской императрице Марии Луизе, жене Наполеона. Но вот с самим императором у Леппиха отношения не заладились, предложенную Францем конструкцию самодвижущегося воздушного шара тот забраковал.
Перебравшись в 1811 году в Вюртемберг, изобретатель продолжил работу на деньги частных инвесторов. Алопеус, регулярно наблюдавший идущие через это королевство к границе России колонны французских войск, сразу смекнул, как можно использовать творение Леппиха. «Ожидает он особливо большего действия от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим опрокинуть целые эскадроны», — докладывал посланник в Петербург. Нечего и говорить, что в преддверии назревающей войны эта информация живо заинтересовала Александра I. Тем более что, по сведениям разведки, Наполеон отверг проект Леппиха лишь потому, что венский механик Яков Деген уже обещал ему построить шар, движущийся в заданном направлении с помощью легких парашютообразных крыльев, расчаленных на стойках.
Между тем в союзном Наполеону Вюртемберге тучи над Леппихом сгущались, его работой заинтересовалась полиция, назревал арест. В апреле 1812 года изобретатель, получив от Алопеуса паспорт на имя уроженца Курляндии доктора Генриха Шмидта, бежал в Россию со своими ближайшими помощниками. Здесь он был принят по высшему разряду. «Во Франции делают возможные усилия, чтобы достигнуть того открытия, которое, как кажется, удалось сделать этому механику. Во всяком случае, позволительно, чтобы убедиться в этом, сделать опыты, которые он предлагает. Дело стоит труда», — считал император Александр.