Издательство «Альпина Паблишер» выпустило в свет книгу Люси Уорд «Прививка для императрицы. Как Екатерина II и Томас Димсдейл спасли Россию от оспы».
Известная проницательностью и острым умом, Екатерина II живо интересовалась философией, медициной и естественными науками, вела многолетнюю переписку с Дидро и Вольтером и пригласила ко двору немало выдающихся ученых своего времени. Среди них был и опытный английский врач Томас Димсдейл, который в 1768 г. приехал из Лондона, чтобы в обстановке строжайшей тайны привить от оспы великого князя Павла Петровича и (первой из европейских монархов) саму Екатерину. В XVIII в. «пятнистое чудовище», смертоносный вирус оспы, опустошало Европу, и императрица хорошо понимала угрозу, которую эпидемия несла России. Первая массовая кампания по оспопрививанию в России, с успехом проведенная Димсдейлом, заложила основу для современных практик вакцинации.
О том, как возник и был реализован тайный план английского врача и русской императрицы, увлекательно и достоверно рассказывается в этой книге.
30 декабря 1800 г., как раз когда старый век сменялся новым, Томас Димсдейл умер в своем хартфордском доме. Ему было 88 лет, и он пережил самую знаменитую свою пациентку — российскую императрицу, а кроме нее, двух жен и спасительное изобретение, для продвижения которого сделал так много. Не прошло и двух лет после выхода дженнеровского «Исследования», а вакцинация уже вытесняла традиционную прививку — тот самый метод, который был положен в ее основу.
Наука шла вперед, но репутация Томаса осталась неприкосновенной. В своей «Истории прививания оспы в Великобритании», вышедшей в 1796 г., Уильям Вудвилл написал, что труды барона Димсдейла «в полной мере заслуживают признательности общества и надолго останутся памятником его острого суждения, проницательности и искренности».
Его трактат «Современный метод», ставший такой важной вехой в развитии медицины, читали по всему миру. Эта книга не только стала одной из причин его поездки в Россию, но и «нашла всеобщее одобрение среди представителей его профессии; содержащиеся в ней наставления почти без исключения продолжают, и вполне заслуженно, применяться для регулирования прививочной практики».
За свою долгую жизнь Томас стал свидетелем резких изменений в том медицинском методе, который определил его врачебную карьеру. Когда-то Мэри Уортли-Монтегю ввезла этот метод из Турции. Его поддерживала Каролина Ансбахская. Таким образом, можно сказать, что своим введением в Британии он обязан прозорливости влиятельных женщин. Первопроходцы познания — смелые врачи и ученые — разглядели его потенциал, оценили успешность применения, побороли скептиков и яростных противников, поделились своими открытиями посредством международного социального взаимодействия.