В ночь на 17 апреля вышло часовое интервью основателя Telegram Павла Дурова американскому телевизионному журналисту Такеру Карлсону. Он рассказал о жизни в Дубае, внимании спецслужб, своем отношении к деньгам и собственности, личной безопасности, а также припомнил встречу десятилетней давности с Марком Цукербергом. Еще глава Telegram опроверг связи с российскими властями, по его словам, в распространении таких слухов заинтересованы его конкуренты. Зрители обратили внимание, что во время беседы за спиной Дурова стояли два стула — те самые из тюремной загадки, ставшей мемом о сложном выборе, при котором ни один из двух вариантов не является идеальным. Republic собрал главное из интервью.
«Сторонник свободы слова и свободы собраний»
Пересказывая свою биографию, Дуров отметил, что родился в СССР, но когда ему было четыре года, семья переехала в Италию. Там он пошел в школу, и «в результате стал своего рода европейцем». В Италии Павел смог сравнить несовершенную советскую систему и капиталистический строй. И уже тогда понял, что капитализм и рыночная экономика ему больше подходят.
После распада СССР семья вернулась в Россию. Из Италии они привезли персональный компьютер IBM, каким в те годы «владели единицы». На нем Дуров начал учиться программированию, и позже основал социальную сеть «ВКонтакте», которая является клоном Facebook (принадлежит американской компании Meta, которая объявлена в РФ экстремистской организацией и запрещена, прим. Republic). Но Дурову не нравится, когда ее называют «русским "Фейсбуком"», потому что «многие вещи там были сделаны раньше, чем в Facebook. В конце 2013 года он продал «ВКонтакте» и покинул Россию. Это произошло вскоре после того, как оппозиционеры в разных странах стали использовать «ВКонтакте» для организации протестов.
По словам Дурова, компания стала получать просьбы от властей заблокировать подобные группы. В России такие запросы начали поступать в 2011–2012 годах, кроме того, российские власти и силовики просили предоставить им персональные данные организаторов протестов в Украине во время Евромайдана в 2013 году. «ВКонтакте» поначалу игнорировала подобные запросы. Дуров подчеркнул, что «был большим сторонником таких ценностей, как свободный рынок, свобода слова и свобода собраний».
Он отказался предоставлять властям РФ данные пользователей «ВКонтакте», после чего к нему приходили с обыском силовики. По словам Дурова, ему предложили два варианта: либо подчиняться требованиям, либо продать долю во «ВКонтакте», уйти с поста гендиректора и покинуть страну. «Я выбрал последнее», — сказал он. Решение продать «ВКонтакте» было болезненным. Как отметил Дуров, он считал эту компанию своим «ребенком», но в итоге «понял, что предпочитает быть свободным».
Пока ВК еще не замечали большие корпорации, там можно было прекрасно рекламироваться мелким бизнесам с очень хорошей конвертацией. Я помню, как мы собирали полные залы, нажав одну кнопку "пригласить всех" в сообществе. Бесплатно.
Потом, конечно, пришлось осваивать платные инструменты, сегментировать аудиторию, осваивать ретаргетинг, писать контент-планы и т.п.
Его самая главная ошибка заключается в том, что когда он понял, что на него начинают давить с ВК, ему нужно было создавать инфраструктуру за границей и переноситься туда. Сделать это было довольно просто - под предлогом экспансии на зарубежные рынки арендовать мощности за рубежом. Создавать зарубежные юр. лица и т.п. А в какой-то момент, оставить на российской инфраструктуре только фронт-енд (один из нескольких, который можно без ущерба выключить), а все остальное бы было распределено по миру. Сделать это можно было относительно быстро (3-6 месяцев) и относительно незаметно для окружающих (чтобы об этом знало лишь пара-тройка системных инженеров, а все остальные бы все поняли лишь в последний момент). И сегодня бы росрежим думал, как пересадить россиян с ВК на ОК (т.е. получилось бы как с YT).
ВК -- это локальный проект, который не скалируется на рынки за пределами домашнего. В вашем сценарии ВК блокируется на территории России и безвозвратно теряет 98% пользователей. С нулевыми шансами их заместить с помощью нерусскоязычной аудитории.
Я и не говорю, что нужно было реально бороться за зарубежную аудиторию, но это можно было использовать как предлог, чтобы арендовать мощности в зарубежных дата-центрах и создавать зарубежные юр. лица. Насчет 98% пользователей, не могу согласиться. Немало ведь там пользователей из всех стран бывш. ссср. Даже в Украине осталась какая-никакая аудитория (хотя и существенно меньшая чем до 2014). А есть ведь еще Казахстан, Беларусь и т. д. Да, и в описанном мной раскладе блокировать бы не стали (также как и YT) в связи с отсутствием адекватной альтернативы.
Телегу не смогли заблокировать. Такую же блокировку можно было встроить в ВК.
С вэбом, где на десктопе основной клиент — это браузер, это сложнее реализовать без существенной потери аудитории.
Но опять же, можно ничего и не фильтровать. Сломать бизнес, построенный по рекламной модели, можно тривиально объявлением сервиса экстремистским.
Сейчас для большинства соц. сетей основной источник трафика — мобильные приложения. Инста, Тикток в первую очередь работают на мобилках. Превратить веб-сайт в приложение супер просто. Нужно сделать свой браузер на основе существующего движка и запаковать в него функционал по обходу блокировок.