Час гибрида | Расплата за прогресс | Имиджевая составляющая
ЧАС ГИБРИДА Японские автопроизводители решили, что мировой рынок, наконец-то, готов для машин нового поколения. Toyota откроет в Англии производство бюджетной модели Auris с бензиново-электрической силовой установкой. Первые машины должны появиться в продаже уже в 2010 г. Кроме того, Toyota начинает поставлять комплекты для сборки гибридных машин на заводах Mazda. И, наконец, ожидается, что 20 июля Nissan объявит о собственной «зеленой» инициативе – новой серии электрокаров, которые автоконцерн будет производить совместно со своим партнером Renault для рынков Японии и США. Все три объявления – ответ на инициативы успешно завершивших процедуры банкротства General Motors и Chrysler. Американцы тоже видят будущее авторынка в экономичных и экологически чистых машинах: GM всерьез подумывает перекрасить логотип в зеленый цвет и готовит к серийному выпуску гибрид Chevy Volt. Независимый американский дизайнер и производитель электрокаров Tesla работает над новыми машинами совместно с Daimler AG и арабскими инвесторами, а Уоррен Баффет увеличивает долю в китайской BYD, разрабатывающей собственные гибридные машины. Уже в следующем году объемы выпуска высокотехнологичных автомобилей на альтернативных бензину видах топлива ощутимо возрастет. Но готовы ли водители их покупать? РАСПЛАТА ЗА ПРОГРЕСС Для того чтобы оценить, насколько оправдывают себя гибридные автомобили в ежедневном использовании, работающий со страховыми компаниями американского авторынка аналитический центр Quality Planning собрал информацию о 360 000 автовладельцах гибридных машин. Их автомобили эксплуатировались в течение 2006 – 2008 гг. Результаты оказались весьма любопытными. В Quality Planning сразу опровергли миф об экологичности таких автомобилей: хозяева гибридов в среднем проезжают на 25% больше владельцев обычных бензиновых машин, тем самым сводя к нулю положительный эффект уменьшения выбросов в атмосферу. Гибридная установка работает дольше, и ее бензиновая часть, в результате, задействована ничуть не меньше, чем обычные двигатели прочих автомобилей. Выигрыш в пробеге, впрочем, налицо. Также оказалось, что затраты на ремонт гибридных машин значительно больше, чем в прочих страховых случаях. Многие элементы дорогостоящего гибридного силового агрегата не ремонтируются, а просто меняются на новые, поэтому на каждый доллар, затраченный на ремонт автомобиля со стандартным бензиновым двигателем, приходится от $1,09 до $1,75 для гибридной машины – в зависимости от года выпуска и ее марки. Получается, что почти 50% наценки на обслуживание автомобиля с гибридной силовой установкой, в конце концов, ложится на плечи ее хозяина. ИМИДЖЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В России к проблеме обслуживания добавляется вопрос наценки: технологичные автомобили-гибриды на отечественном рынке неизбежно оказываются дороже. Поэтому позволить их себе могут разве что очень состоятельные люди – такие, как покупатели Lexus, единственного на сегодняшний день официального поставщика гибридных машин в Россию. Впрочем, ни о какой экономии на бензине здесь уже речи быть не может: уплатив от 2,5 млн руб. за новый Lexus, владелец вряд ли заметит экономический эффект от сохраненного электродвигателем топлива. Эти машины даже позиционируются соответствующим образом: их адресуют любителям «гаджетов» и передовых технологий. Однако приобщиться к ним вскоре сможет и более скромный покупатель, ведь кризис так и не заставил Toyota отказаться от планов по выводу на российский рынок Toyota Prius, – гибрида, который на американском рынке стоит от $22 000. Toyota Prius вполне могла бы заинтересовать жителей больших городов, согласны дилеры. В 2009 г. в Россию ввезено чуть более 5 000 подержанных Toyota Prius, но их хозяев можно смело считать искателями приключений, а не экономными друзьями природы. Дело в том, что ремонтировать эти машины практически никто не берется. Даже если они будут поставляться официально, ремонт, вероятнее всего, будет обходиться в копеечку. Те, кому уже приходилось чинить гибридные машины в сервисах, рассказывают, что электрические батареи не выдерживают местных морозов, – недаром основным американским рынком для Prius остается жаркий Лос-Анджелес. Ну, а в России неофициальные дилеры меняют злосчастную батарею для электромотора практически по цене всего подержанного автомобиля: бессмысленный поступок для тех, кто надеялся сэкономить. Тем, кто надеется на знаменитое японское качество, и хочет приобрести новую машину, «серые» дилеры готовы доставить новую Toyota Prius за $32 000, с наценкой «всего» в $10 000. Специфика национального авторынка не ускользнула от официальных представителей Toyota: в России Prius будет поначалу чисто имиджевым проектом, ожидать от него продаж никто не собирается. Основные покупки, по ожиданиям Toyota, будут осуществляться за счет корпоративных клиентов, которым важно поддержать глобальный тренд. Впрочем, эксперты уверены, что рано или поздно на российском рынке появятся и гибридные машины от BMW, Honda, VW и других крупнейших автопроизводителей. И даже «АвтоВАЗ», несмотря на многочисленные трудности, переживаемые предприятием, до сих пор продолжает работу над машинами с альтернативными видами топлива. Впрочем, заводу и здесь не по пути с мировым автопромом: ставку на электродвигатели в Тольятти не делают, предпочитая адаптировать бензиновые двигатели для работы на природном газе.