IMAGO/Didier Lebrun/Global Look Press
Социальную и психоэмоциональную почву для руандийского геноцида 1994 года сформировали накопившиеся исторические обиды хуту по отношению к тутси в связке с глубокими классовыми и социальными различиями между хутуским большинством и тутсианским меньшинством. Эти различия послужили основой для формирования экстремистской властью на их основе этнической идентичности, а классовая ненависть стала важным инструментом для подпитки различных этнонационалистических идеологий.
Чтобы уяснить это для себя, я совершил, отталкиваясь от ряда научных и научно-популярных публикаций, небольшой исторический экскурс, большую часть которого перенес в конец этого текста. Пока же вернусь в начальный период «революции хуту», начавшейся в 1959 году и обернувшейся уже в первые ее годы бегством из страны примерно 330 тысяч тутси. Кстати, именно нахождение в соседних странах большого количества эмигрантов послужило обоснованием для геноцидной власти объявить остававшихся в стране тутси скрытыми врагами, пятой колонной.
Руандийские большевики
«Лишь мы, работники всемирной великой армии труда владеть землей имеем право, но паразиты — никогда»; «Кто был ничем, тот станет всем»; «Пора! Мы требуем возврата того, что взято грабежом». Эти слова «Интернационала» лидеры «революции хуту» хоть и не знали, но это не мешало им на деле проводить по отношению к «паразитирующим классам» такую же политику «раскулачивания», чем отличились до них советские большевики.
Впрочем, начиналось всё сравнительно мягко. Вот фрагмент из первомайского (1 мая 1974 года) послания народу второго после обретения независимости главы государства, генерал-майора Ювеналя Хабьариманы:
Фото: GlobalLookPress
«Некоторые общества в прошлом противопоставляли ручной и интеллектуальный труд, причем последний, как правило, давал больший престиж его исполнителю. Такая концепция не только кажется устаревшей, но и неприемлемой, потому что она не реалистична. На самом деле, ручной труд, особенно сельскохозяйственный, является основой нашей экономики, сельское хозяйство останется важнейшей основой нашей экономической системы на ближайшие годы.
Для того чтобы привлечь внимание населения Руанды к этой реальности, мы объявили 1974 год национальным годом сельского хозяйства и ручного труда. Мы пользуемся этой возможностью, чтобы поблагодарить и ободрить всех, кто понял нашу позицию и поддержал наши действия, практикуя один день ручного труда каждую неделю. Помните, что таким образом мы хотим бороться с этой формой интеллектуальной буржуазии и вернуть всем видам физического труда его ценность».
До Пол Пота и Мао Цзэдуна хутускому авторитарному правителю было, может быть, еще и далековато, но направление в целом было тем же — окрестьянивание, люмпенизация общества.