MFA Russia/via Globallookpress.com

Недавно Bloomberg сообщил сенсационную новость, о которой сразу заговорили российские СМИ: Россия выстраивает сразу два новых транспортных маршрута, позволяющих обойти западные санкции. Прочитав, о чем идет речь, я долго смеялась. Слишком уж хорошо помню эту давнюю, замечательную историю — и почему из нее ничего не вышло. И не выйдет.

Сама по себе новость выглядела завораживающе. Итак, Россия строит два новых транспортных коридора, которые позволят ей связать Европу и Азию, минуя ставшее опасным из-за хуситов Красное море, и стать центром международной торговли несмотря на западные санкции. Звучит? Еще бы: эти транспортные маршруты мало того, что обходят Красное море, они на 30–50% короче традиционного морского пути через Суэцкий канал и напрямую связывают страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока с Россией и Западной Европой, минуя все нынешние «узкие места» и контроль западных стран. «Развивающиеся рынки наконец-то освобождаются от гегемонии, созданной развитыми странами», — приводятся в статье слова Вайшали Басу Шарма, бывшего консультанта Секретариата Совета национальной безопасности Индии.

Не знаю, насколько велик статус бывшего консультанта индийского Совбеза, но, поглядев на карту с маршрутами, о которых идет речь, я очень развеселилась. Потому что в начале нулевых я года два регулярно писала об этих «новых» маршрутах, имевших тогда весьма шумные презентации Минтранса. Речь о международных транспортных коридорах (МТК) «Северный морской путь» (с альтернативным «Северо-Восточным проходом») и МТК «Север-Юг», который преподносился как современный вариант древнего пути «Из варяг в греки».

Честно говоря, при первом взгляде оба маршрута выглядят многообещающе. «Северный морской путь» — это, в общем-то, модернизированный Севморпуть времен СССР. При этом поскольку со времен Сталина и Хрущева в Северном Ледовитом океане значительно потеплело, у него появилась альтернатива в виде маршрута чуть севернее, позволяющего не маневрировать в узких проливах между островами, а идти по «большой воде», что теоретически дает возможность проводить суда большей вместимости. А это — самый короткий путь с Запада на Восток, из Европы в Юго-Восточную Азию. Не верите — вспомните, что Земля круглая, а плоские карты увеличивают расстояния к полюсам, и проверьте на глобусе.

Что касается МТК «Север-Юг», то он предполагает связать мультимодальными перевозками (то есть, выполняемыми различными видами транспорта) иранские порты в Персидском заливе и российские порты на Балтике. Если посмотреть на карту — почти прямая линия. Опять же — самая короткая для перевозок с юга на север и обратно.

А теперь о том, почему эти идеи так и не «взлетели» ранее и не «полетят» сейчас.