«Издательская группа АСТ (входит в крупнейшую в России издательскую группу «Эксмо-АСТ») приостановила продажи в офлайн-рознице и на цифровых площадках в России романов «Наследие» Владимира Сорокина, «Дом на краю света» Майкла Каннингема и «Комната Джованни» Джеймса Болдуина», — сообщает газета «Ведомости». Такие вот новости рынка. На самом деле данная конкретная новость — от 23 апреля, с тех пор список изымаемых за неблагонадежность книг расширился.
И делается это все не просто так. Книги оценили специалисты экспертного центра, который создан при Российском книжном союзе. Центр создан специально, чтобы проверять художественную литературу на предмет соответствия (или, как в нашем случае, несоответствия) карательным законам последних времен. Среди его сотрудников, уточняют «Ведомости», — «представители Роскомнадзора (РКН), Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества, Русской православной церкви, Духовного управления мусульман России, Федерации еврейских общин России, Ассоциации юристов России, Российской академии образования, Литературного института им. А. М. Горького и других учреждений и организаций».
Тут тонкий момент: Российский книжный союз, который возглавляет Сергей Степашин, — негосударственная некоммерческая организация. Эксперты центра не могут ничего запретить — могут только рекомендовать, а дальше уж издателю думать — распространять крамольную книгу или все-таки не стоит.
В Союз входят издатели, книготорговцы, типографии, писательские объединения. Организация — негосударственная, членство — добровольное. Среди заявленных целей — «консолидация усилий книжного сообщества России в развитии книжной отрасли; повышение культуры ведения бизнеса; содействие образовательным, просветительским и культурным программам в области чтения». Какую из этих целей преследует создание при РКС собственного цензурного ведомства — сразу и не скажешь. Просветительство это или повышение культуры ведения бизнеса? Все сразу, наверное.
Стратегия выглядит идеальной. Цензура у нас (до сих пор почему-то) запрещена Конституцией. Но речь ведь не о действиях государства. В эпоху гибридных войн и моды на прокси появляется прокси-цензура. Издатель в своих действиях абсолютно свободен — после того, как представители традиционных конфессий, РВИО доктора странных наук Мединского и Роскомнадзора признают изданную им книгу не соответствующей законодательству, он волен и дальше книгу продавать. Никто ему ничего не запрещает!
Ну, вполне ведь волен, если он самоубийца, конечно.