Владимир Путин на встрече с гражданами в Ставропольском крае

Владимир Путин на встрече с гражданами в Ставропольском крае

Kremlin.ru

Россию все чаще обвиняют в том, что она сохраняет свою имперскую сущность и ей необходимо избавиться своих «имперских замашек». В мире звучат призывы провести в России деколонизацию и дезинтеграцию. Одновременно внешнюю политику руководства РФ называют националистической, ведь она якобы несет «русский мир». Чем же на самом деле является современная Россия: империей или национальным государством, есть ли в ее политике место национализму, как реагировать на призывы деколонизации и есть ли в стране проблема с мигрантами? Об этом Republic поговорил с политологом, этнографом, специалистом по этнополитике, ведущим научным сотрудником Института Социологии ФНИСЦ РАН Эмилем Паиным.

«По большей части сегодня под национализмом понимают вовсе не национализм, а этнические фобии»

Тема национализма не покидает политическую повестку России. И это неудивительно в текущих событиях. Есть ли сегодня в России национализм, какого рода и представляет ли он кому-то угрозу?

— Мы живем в ситуации, при которой в науке произошел переход, а в обыденном сознании — нет. Все, что в Советском Союзе называлось «нация», «национализм», «межнациональные отношения», сегодня в науке чаще всего именуют «межэтнический», «этнический» и так далее. И это очень важно, потому что происходит расслоение двух явлений. Одно связано с культурой, с представлением о том, что мы — это общность по культуре, по языку, по самосознанию и так далее. А вторая — политическая: мы общность людей, принадлежащая одному государству и одной политической доктрине.

Национализм — это политическая идея или политическое движение, которое ставит себе задачу подчинения всех политических действий идее нации. Человек должен служить нации.

Более того, теоретик современного русского национализма Константин Крылов когда-то в начале 2000-х годов сформулировал разницу между национализмом и державностью. Националист может быть державником. Но его идея состоит в том, что государство служит нации, а не нация государству. Это главный водораздел.