«Открытое пространство» — проект поддержки активисток и активистов: две площадки в Москве и Санкт-Петербурге — с коворкингом, правозащитным и психологическим центром. С московской площадкой конфликтует провластное движение SERB, известное своими провокациями против оппозиции. Корреспондент Republic Никита Золотарев часто бывает в «Открытом пространстве», а иногда на волонтерской основе помогает проекту. Так он оказался в московском коворкинге в прошлую субботу, был задержан вместе с другими посетителями по доносу «сербовцев», которые помогали полиции, а затем провел несколько часов в ОВД «Басманное». Вот как это было.

«Сейчас будет шоу», — сказал в видеостриме лидер движения SERB Игорь Бекетов и пошел стучаться в дверь «Открытого пространства». Попасть внутрь он с еще одним активистом SERB, Петром Рыбаковым, смог после прихода сотрудников полиции.

«Сейчас начнется цирк», — написала в 18:09 своей подруге сидящая напротив меня девушка по имени Тхия. Стук в дверь отвлек ее от решения задачи по сопротивлению материалов. Спустя 9 минут она отправила новое сообщение и написала, что зашли «сербы и полиция».

Активисты шли с камерами, параллельно снимая все, что им казалось пропагандой экстремизма, и обращая на нее внимание сотрудников полиции. Так, остановившись возле рисованной копии «Братского поцелуя» — известной фотографии Брежнева, который целует Хонеккера, Петр и Игорь начали что-то объяснять полицейскому. «Получается, что это означает?», — начал говорить Рыбаков, показывая на рисунок. «Раз советским лидерам можно было… То есть они, получается…», — неуверенно ответил он на собственный вопрос. Сотрудник полиции выразительно промолчал и на всякий случай сфотографировал это изображение.

Фотография, известная под названием «Братский поцелуй», сделана в 1979 году на встрече Леонида Брежнева и Эрика Хонекера в Берлине во время празднования 30-летия ГДР

Regis Bossu/Sygma/Corbis

Затем они отправились искать представителей Левого социалистического действия — предусмотрительно сократив название их организации до ЛСД потому что, изучив «страницу этого движения, увидели, что оно никаким левым и не пахнет». Чем именно им не угодило ЛСД в день, когда они проводят «вечер писем своих там каких-то политзаключенных», осталось неясным.

«Они пришли и чуть не выломали дверь» — вспоминает Анастасия, которая организовала этот вечер. Активисты SERB спрашивали ее, почему это движение проводит мероприятие в поддержку Украины — такой вывод они сделали, увидев пару постов с украинскими флагами в телеграм-канале движения. Анастасия попыталась убедить этих людей в том, что «флаги публикуются после массовых обстрелов украинских городов с выражением соболезнования». Возникла небольшая дискуссия, пиком которой стал вопрос от Петра Рыбакова: «А вы видели, чтобы во время бомбардировок Дрездена советские люди публиковали посты в поддержку Германии?»

Свидетелем этой дискуссии стал ее друг Андрей, специалист по истории Югославии. Он удивился, что Петр, «наверное, не знал, что "телеги" тогда не было», и спросил, что, по мнению Петра, «уравнивает Великую Отечественную войну с происходящим». В ответ на это сербовец сравнил режим Зеленского с гитлеровским, назвав его «совершенно фашистским». После упоминания НАТО они плавно перешли к обсуждению бомбардировок Югославии. Эта дискуссия продлилась недолго — у Петра скоро закончились аргументы против фактов, которые приводил Андрей. Финальной точкой их разговора стал вопрос, читал ли активист SERBа «Бойню №5» Курта Воннегута — тот ответил, что «Бунина не читал». Андрей вспоминает эту беседу с небольшой досадой: говорит, что будь у них больше времени, он бы попытался у этого «идейного заряженного человека» выудить не слишком людоедскую информацию «и заставить его задуматься».

Лидер движения SERB Игорь Бекетов (известный под псведонимом Гоша Тарасевич) и его соратник Петр Рыбаков, оба в черно-оранжевых шарфах

theins.ru

В 18:32 сотрудник полиции выпустил часть желающих покурить, выйдя вместе с ними. Он как будто знал, что посетителям предстоит пережить чуть позже.