Фото: Википедия
Припомнить случаи, когда со спикером Госдумы Вячеславом Володиным в чем-то хотелось бы согласиться, не так просто. Однако на прошлой неделе он неожиданно дал для этого повод. «Когда мы говорим о философе, историке Ильине, то надо учитывать то, что политизация его трудов и тем более записывание его к тем, к кому он отношения не имел, неправильно», — сказал чиновник на пленарном заседании парламента.
Заступаться за Ивана Ильина председателю Госдумы пришлось после выступления с парламентской трибуны депутата Дениса Парфенова — это молодой сталинист, изъясняющийся на языке советских пособий по политинформации и периодически развлекающий думу речами о «социалистическом возрождении России». Развлекал нижнюю палату он и 21 мая, рассказав о «фашиствующем философе, который поддерживал Гитлера, Муссолини и Салазара» — об Ильине.
За этим ярлыком последовала россыпь из вырванных из контекста цитат философа, которые Парфенов, кажется, вполне мог успеть выучить наизусть. Потому что обличению Ильина он посвящает всю свою публичную активность начиная с 16 апреля, когда депутат направил запрос на имя ректора РГГУ о недопустимости присвоения Высшей политической школе (ВПШ) при университете имени, собственно, Ивана Ильина.
Напомню, что широкий скандал вокруг ВПШ разгорелся несколькими днями ранее, когда студенты РГГУ создали петицию «Против учебно-научного центра имени Ивана Ильина в РГГУ». Я же по просьбе «Новой Газеты Европа» в этот скандал вовлекся как журналист для написания большой аналитической статьи, а моя соавторка напрямую общалась со студентами «по обе стороны баррикад» и фиксировала их аргументацию. И этот текст мне хочется начать с обозначения двух причин того, почему, на мой взгляд, за развитием событий «протестного движения» в РГГУ следить совершенно не следует, а Володин на фоне Парфенова и прочих возмущенных «фашиствующим философом» лиц кажется внезапным голосом здравомыслия.