Владимир Путин с президентами Боливии и Зимбабве на ПМЭФ-2024

Владимир Путин с президентами Боливии и Зимбабве на ПМЭФ-2024

Фото: сайт Кремля

У всякого действия должна быть цель. Когда в 1971 году собирался первый экономический форум в Давосе, цель была ясна: мир был разделен на два лагеря Холодной войной, на Западе бушевали студенческие революции и стагфляция, поэтому крупный бизнес разный стран собрался в горах Швейцарии, чтобы в спокойной обстановке договорится о том, как скоординировать свои усилия, а главное — в каком направлении эти усилия нужно приложить. Заодно и политиков пригласили, чтобы, так сказать, сверить часы. Соответственно, в ходе форума были выработаны какие-то смыслы, исходя из которых далее и действовали как его участники, так и множество других политических и экономических акторов.

Так с тех пор и повелось: в Давос ежегодно приезжают элиты бизнеса и политики, чтобы поговорить о насущном, обсудить проблемы и пути их решения. Не все по-настоящему важные вопросы решаются на открытых заседаниях. К примеру, после кризиса 2009 года, как мне рассказывал один из участников форума, в давосских кулуарах было решено, что главная проблема для стабильности экономик — неучтенные, невидимые деньги, гуляющие по мировым финансовым институтам как по буфету: глобализация к тому времени уже вполне объединила финансовую систему, а вот контроль за перетоком денег, в том числе, на фондовые рынки, был так себе. В результате, было решено, что контроль за финансами, особенно находящихся в тени, необходимо усилить. Когда мне это рассказывали в 2011 году, я, честно говоря, не слишком обеспокоилась. Но посмотрите, что происходит сегодня, когда вы пытаетесь открыть счет в банке, у брокера или даже на солидной криптобирже — не говоря уж о том, сколько объяснений нужно вам дать, если пытаетесь куда-то перевести сумму свыше 10 тысяч евро или долларов. Да, это решение (как и многие другие) было, на мой взгляд, не самым лучшим. Но оно было выработано.

Даже один из самых провальных, ибо не сам сгенерировал повестку, а пошел за имеющейся, форумов, посвященный «зеленой» повестке (помните, тогда Грета Тунберг топила не за Палестину от реки до моря, а за отказ от авиаперелетов), сумел-таки выработать важные решения: была реабилитирована атомная энергия, находившаяся в окончательном загоне после аварии на Фукусиме, а газ признан промежуточным этапом перед переходом на альтернативные источники. С тех пор люди, которые принимали решения, или хотя бы были близки к принимающим решения, немало сделали в этом направлении — и немало заработали, замечу.

Шведская эко-активистка Грета Тунберг в Давосе, январь 2024 года

cnbc.com

Вот за этим — за правом вырабатывать смыслы и решения, или, хотя бы, быть рядом с теми, кто это делает, и едут люди на весьма недешевое мероприятие. Цель и смыслы — основные опорные точки любого подобного действа. А какие цели и смыслы у ПМЭФ? Тут стоит зайти издалека.