Игорь Крутой, получая «Серебряную калошу-2009», вспомнил слова Глинки о том, что «музыку пишет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Крутой удостоился статуэтки «премии за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе» за то, что снабдил исполнителя Александра Буйнова песней, которую задолго до него написала группа Beatles. Заработав «Калошу» в третий раз, Игорь Яковлевич впервые явился за ней лично. У его постоянного конкурента в ежегодной номинации «Плагиат года» Игоря Матвиенко самоиронии выйти за заслуженным призом пока ни разу не хватило. Нот действительно всего семь. Вся хорошая музыка давно написана. Один и тот же мотив, теоретически, могут независимо друг от друга придумать разные композиторы. Например, Леонид Агутин, сочинив красивую мелодию, немедленно зовет жену Анжелику Варум, которая обладает врожденным абсолютным слухом, чтобы та проверила, не слышала ли она случайно этот мотив еще у какого-нибудь композитора. Как бы то ни было, римейки и кавер-версии кормят не одно поколение звезд. Легкие заимствования плагиатом уже не считаются. Узнав, что Мадонна заплатила группе ABBA кучу денег за использование небольшого фрагмента, наши композиторы наверняка хмыкнули что-то в духе «у богатых свои причуды». И, тем не менее, на днях возник скандал вокруг песни победителя «Евровидения-2009» Александра Рыбака «Abandoned». Примечательно, что в российское издание его дебютного альбома «Fairytales» эта композиция не вошла. Но она есть в европейских версиях пластинки, а также исполняется на концертах. Вот, например, фрагмент неофициальной фанатской съемки из зала, сделанной в норвежском Тронхейме 2 августа: Мелодия произведения совпадает с «Журавлиной песней» Кирилла Молчанова из саундтрека к фильму «Доживем до понедельника» 1968 года выпуска. Послушать ее можно по ссылке: Во вступлении также можно услышать отголоски песни Василия Соловьева-Седого «Друзья-однополчане»: В телефонном интервью наследник композитора Кирилла Молчанова, телеведущий Владимир Молчанов, заявил, что «Abandoned» – это действительно «Журавлиная песня» его отца. Ее мелодию композитор посвятил сыну Володе, который как раз тогда заканчивал школу. По словам Молчанова-младшего, он не давал Александру Рыбаку или его представителям разрешения на исполнение этой песни. Какое-то время назад кто-то обращался к нему за таковым разрешением, но всё ограничилось единственным телефонным разговором. Бурная дискуссия вокруг этой ситуации развернулась в блоге композитора Елены Ганчиковой. Большинство комментаторов не стесняются в выражениях в адрес «плагиатора Рыбака» и предлагают Владимиру Молчанову подавать в суд и наказывать юного норвего-белоруса рублем или евро. Примечательно, что в процессе дискуссии у «Журавлиной песни» обнаружились еще двое авторов, в том числе польский ксендз Юзеф Лаш. Здесь надо сделать отступление и заметить, что Александр Рыбак – невероятно (для нашего шоу-бизнеса) обаятельный и откровенный парень. Возможно, в силу скромного владения русским языком, но он всегда честно рассказывает и о девушках, и о том, что заработал после «Евровидения» много денег, и о том, что недолюбливает голубых. А также о том, что любит советские фильмы и с детства впитывал советскую музыку. Его триумфальный отрыв от преследователей на конкурсе во многом был обусловлен тем, что музыкальный язык Рыбака оказался универсально понятным во всех уголках Европы. Его победная «Fairytale» объединяла черты ирландской джиги и венгерского кабака, северной сдержанности и русской открытости. Людям нравится, когда с ними говорят на одном языке – они готовы голосовать за этого человека. И перед Рыбаком здесь встает опасность переиграть со всеядностью, раствориться в удовлетворении культурных потребностей потребителя – вместо того, чтобы формировать их, как делает любой хороший художник. «Журавлиная песня»/«Abandoned», как и «Foolin'», навевающая воспоминания о «Дорогих моих москвичах», в российскую версию диска не вошли, зато там есть «If You Were Gone» авторства Хеннинга Соммеро – местами она очень похожа на «Течет река Волга». Словом, даже если Рыбак и прокололся бы с плагиатом у Кирилла Молчанова, ему бы эту историю быстро простили – ведь явно не со зла же, а от того, что хорошие мотивы так и носятся в воздухе. А на самом деле Александр, похоже, вовсе и не прокололся. Вот что сообщил нам Дмитрий Коннов, генеральный директор компании Universal Music Russia, которая представляет интересы Рыбака на территории России: «Комментировать интернет-слухи и дискуссии смысла точно нет, так как именно он, интернет, в нашей стране является главной пиратской зоной. Пусть прекрасные участники дискуссии хоть раз воспользуются ЛЕГАЛЬНЫМ ресурсом, а потом с ними можно вступать в общение. Все необходимые формальности, связанные с ПЕРЕРАБОТКОЙ треков, менеджмент Саши выполняет, вне зависимости от того, кто является автором первоначальной музыки – советский, норвежский или албанский композитор. Если бы 10% этой правовой культуры можно было бы привить отечественным онлайн-пользователям, я бы был счастлив». Резкость г-на Коннова можно объяснить тем, что скандал раздут фактически на ровном месте. Да, в роликах Youtube не указывается авторство композитора – но в кредитах европейских дисков Рыбака Кирилл Молчанов черным по белому значится одним из авторов песни. Нет оснований полагать, что менеджмент Саши не выполняет «все необходимые формальности, связанные с переработкой треков». Чтобы исполнять песню или использовать ее фрагмент для переработки, не нужно напрямую обращаться к правонаследникам. Права на исполнение (и, в случае необходимости, издания) той или иной песни легко «очищаются» в авторских обществах за довольно скромные по меркам шоу-бизнеса деньги. Если так и произошло, то Владимиру Молчанову нужно будет не судиться с Рыбаком, а просто наведаться в РАО и получить причитающиеся ему отчисления.