Китай | Великобритания | Германия | США | Франция
КИТАЙ
Автодороги в КНР находятся в собственности государства, управляет ими Министерство транспорта, а обслуживаются они за счет государственного и местных бюджетов, налога на покупку автомобилей и государственных займов. Платные дороги (плата за проезд, в среднем, составляет 0,5 юаня или $0,07 за километр) принадлежат государственным корпорациям, одной из которых является China Infrastructure Investment Corporation, имеющая листинг NASDAQ. Такие компании не только управляют магистралями, но и возводят новые, привлекая заемный капитал, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Подряды на строительство дорог распределяются на тендерах.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Ответственность за дорожную сеть Великобритании поделена. Автомагистралями ведает государственная Дорожная служба Великобритании (UK Highways Agency), основанная в 1994 г. и входящая в структуру Министерства транспорта, Национальное транспортное агентство Шотландии (Transport Scotland), Министерство экономики и транспорта Уэльса и Дорожная служба Северной Ирландии (Roads Service Northern Ireland). Остальными дорогами управляют органы местного самоуправления: Совет графства (County Council) или единая администрация (unitary authority).
Платными в Великобритании, в основном, являются мосты и тоннели. Сейчас в стране существуют только три платные общественные дороги – «Ройдон Роуд» в графстве Станстед Эбботс, «Колледж Роуд» в Далвиче и автострада M6 на севере графства Бирмингем и около пяти частных. Средства в бюджет Дорожной службы Великобритании поступают из налоговых доходов государственного бюджета, в частности, от налогов на топливо (fuel duty) и транспорт (vehicle excise duty). В 2008 – 2009 гг. служба израсходовала около 110 млрд фунтов, было завершено строительство 16 магистралей. Прибыль за этот период составила 3,7 млрд фунтов.
ГЕРМАНИЯ
Правительство ФРГ является собственником федеральных автомагистралей (дорог (Bundesstraßen) и шоссе (Bundesautobahnen)) и несет конституционную ответственность за расширение и обслуживание дорожной сети. Непосредственно строительством и управлением под контролем министерства транспорта, строительства и урбанизации занимаются власти федеральных земель.
Кроме того, федеральное правительство выделяет финансовую поддержку местным властям на нужды дорожной сети муниципального уровня. Дорожное строительство в Германии ведется преимущественно за счет бюджета, но все активнее внедряются разные формы государственно-частного партнерства. Для строительства новых дорог предусмотрен режим концессии. В этом случае частные строительные компании самостоятельно привлекают финансирование, а по завершении проекта в течение 15 лет получают от государства возмещение затрат. Права на обслуживание дороги закрепляются за правительством. Для расширения существующих дорог недавно введена
A-Model. Государство предоставляет до 50% от всего объема средств, необходимых для строительства. Возмещение оставшейся части затрат концессионера ведется путем перераспределения доходов от пропуска тяжелых грузовиков (с 1 января 2005 г. перемещение всех грузовиков
снаряженной массой более 12 т по дорогам Германии оплачивается). В рамках A-Model в обязанности концессионера входят проектирование, строительство, управление и обслуживание дороги. Срок контракта – 30 лет.
Для строительства мостов и тоннелей действует F-Model. Концессионер привлекает финансирование, строит и затем обслуживает объект. Возмещение затрат он получает, напрямую взимая плату за проезд со всех типов транспортных средств. Срок контракта – 30 лет.
Платные дороги в Германии отсутствуют.
США Управлением дорогами в США занимается Департамент транспорта. В составе этого ведомства работает шесть агентств, в том числе Федеральная дорожная администрация (Federal Highway Administration – FHWA), которая и отвечает за состояние дорог в стране. На долю FHWA приходится около 80% ассигнований на строительство, содержание и модернизацию национальной системы дорог из Дорожного фонда США, существующего с 1956 г. Каждое из шести агентств, за исключением Администрации по исследованиям и инновационным технологиям, предоставляет гранты на реализацию «дорожных» проектов правительствам штатов и муниципальных образований. Размер гранта определяется в соответствии с формулами расчётов, установленными законом, или на конкурсной основе. Могут использоваться и оба подхода. Получатель гранта полностью оплачивает проект, а затем предъявляет требование на получение компенсации от соответствующего агентства. Размер такой компенсации, по закону, составляет от 50% до 100% общей суммы затрат. Поступления в Дорожный фонд обеспечивает закон о доходах хайвэев – он пополняется за счет федеральных налогов. Все платные дороги в США построены с частичным привлечением заемных средств и частных инвестиций. Они эксплуатируются на основании соглашений между Федеральной дорожной администрацией и дирекцией по эксплуатации платной дороги. Соглашения включают в себя положения о расходах на содержание дорог, программы ремонта и эксплуатации, ставки проездной платы и пр. Изначально строительство платных дорог возлагалось на специально созданные государственные корпорации или на частных инвесторов, которые получали право собирать плату за проезд. Эти поступления служили обеспечением, под которое брались кредиты на постройку дорог. Сейчас большая часть платных дорог принадлежит штатам и строится на деньги местных бюджетов с привлечением частных инвесторов. Плата, как правило, в основном взимается за проезд по тем участкам, где есть мосты и туннели. ФРАНЦИЯ Во Франции все дороги принадлежат государству, национальные автострады и платные автодороги управляются Министерством транспорта, шоссе департаментов и коммун – муниципальными органами управления. Реализация проектов по строительству шоссе и национальных автострад осуществляется либо за счет классического бюджетного финансирования (средства выделяет и государство, и региональные власти), либо в рамках концессий, либо в рамках партнерских контрактов. Во всех трех случаях от лица государства выступает Агентство финансирования транспортной инфраструктуры Франции (AFITF), созданное в ноябре 2004 г. AFITF участвует в проектах либо предоставляя инвестиционные субсидии, либо кредиты. Функции заказчика, владельца и управляющего оно не выполняет. Позднее ему также были переданы функции реализация ряда региональных проектов. Агентство получает дотации от государства. На эти цели среди прочего идут сборы с концессионных обществ автострад, а также 40% штрафов, взимаемых автоматическими системами контроля. Государство во Франции также может передавать на определенный срок концессионным обществам автострад финансирование, строительство, ремонт и эксплуатацию платных дорог, взамен взимая с них дорожную пошлину (дороги при этом остаются в собственности государства). За заключение подобных договоров и за управление концессионными контрактами отвечает Главное дорожное управление. Оно контролирует и выполнение концессионерами их обязанностей. В числе крупнейших
–
Строительством и обслуживанием остальных дорог занимается государство. Междепартаментское управление дорог (DIR) и региональные службы, осуществляющие функции уполномоченного заказчика (SMO), отвечают за национальные автомагистрали и бесплатные автострады, технические службы департамента и коммуны – за дороги их уровня. В 2004 г. был введен еще один механизм реализации «дорожных» проектов – партнерские контракты между государством и частным сектором. Они позволяют государственным структурам взамен на долгосрочные платежи предоставлять частным предприятиям трудовые ресурсы (в рамках общественных работ), оборудование и финансирование.