21 июля истек срок, в течение которого кредиторы РБК должны были принять предложение основателей и менеджеров компании о реструктуризации ее долга. Согласия 75% кредиторов добиться, судя по всему, не удалось. Вместо этого РБК сам принял предложение – группы «Онэксим». До сих пор основатель компании Герман Каплун активно сопротивлялся предложению владельца группы «Онэксим» Михаила Прохорова, озвученному еще в марте. Тогда принадлежащий Прохорову инвестбанк «Ренессанс Капитал» предложил провести допэмиссию акций РБК, в результате которой 65% акций должны были быть выкуплены группой «Онэксим» за $35 млн. Осада велась по всем правилам. Пока союзные Прохорову компании арестовывали активы, он сам переманивал в свой стан врагов. Гендиректор РБК Юрий Ровенский сложил полномочия и перешел на должность советника гендиректора «Онэксим». Вслед ему неслись проклятья: Каплун возмущался, что Ровенский давно «лоббировал интересы одной из групп акционеров – в ущерб другим». Это было всего три недели назад, – а теперь Ровенский комментирует сделку от имени этой группы акционеров и хвалит Каплуна за сговорчивость. Сам Каплун, тем временем, пытался заручиться поддержкой других кредиторов, чтобы те помогли ему избавиться от назойливых ухаживаний миллиардера. Снять осаду не вышло, но удалось затянуть время. И это сопротивление оказалось небессмысленным: предложение Прохорова претерпело значительные изменения. Согласно последней версии, «Онэксим» приобретает 51% РБК за $80 млн, и, что немаловажно для менеджмента, – он остается у руля компании.

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Теперь со схемой «Онэксима»-РБК должны согласиться – или не согласиться – кредиторы и другие акционеры медиакомпании. Пока остальные ждут официального предложения (авторы планируют направить его в течение недели), владельцы 28% акций (Unicredit принадлежит 17%, а УК «Росбанка» – 11%) уже готовы поддержать покупателя РБК. Менеджменту РБК принадлежит 25% акций. И в Unicredit полагают, что и с поиском остальных 22%, необходимых для принятия решения о допэмиссии, проблем возникнуть не должно. С точки зрения кредиторов, модифицированное предложение «Онэксима» выглядит более привлекательным, чем первоначальное. Изначально речь шла о единовременном погашении 8% долга, сейчас – 20%. Кредиторам, имеющим регуляторные ограничения по списанию активов (деньги пенсионных фондов, к примеру), также предлагается «отдельный инструмент», обещающий, пусть и теоретически, «решить задачу полного возврата вложенных средств». Что не может не радовать кредиторов, которым не надо будет списывать активы. Несговорчивым «Онэксим» недвусмысленно намекает: будете тянуть с решением – рискуете остаться вообще ни с чем. Скандалы вокруг РБК вкупе с общей негативной ситуацией на рынке приводят к тому, что медиакомпания каждый месяц теряет $3 млн «живых» денег, заявляет гендиректор группы Дмитрий Разумов. По его оценкам, на достижение договоренностей между РБК, его акционерами и кредиторами с целью предотвращения ее банкротства осталось не более одного – двух месяцев. Пока рынок положительно отреагировал на сообщение о достижении предварительных договоренностей между «Онэксимом» и РБК. Стоимость акций компании на РТС на 18:45 вчерашнего дня выросла на 40%, на ММВБ – на 13,68%.

ТЫСЯЧА «МЕЛОЧЕЙ»

Но решить все вопросы за месяц – два вряд ли удастся: кредиторы, скорее всего, попытаются выторговать больше 20%. А урегулирование множества деталей соглашения может затянуться на месяцы, хотя бы в силу многочисленности кредиторов. Наверняка неурегулированные вопросы есть (или появятся) и между потенциальным покупателем и продавцом. Как долго, к примеру, будет сохранять должность гендиректора Герман Каплун? Даниил Купсин, генеральный директор и совладелец «Объединенных медиа», покинувший свой пост после появления нового собственника, считает, что основатели РБК, войдя в «олигархическую сильную группу», скорее всего, «потеряют независимость». Смогут ли основатели компании смириться с этой потерей?