Фрагмент римской мозаики III в. н. э., изображающей симпосий —  ритуализованное пиршество, которое обычно сопровождалось играми и беседами на философские темы

Фрагмент римской мозаики III в. н. э., изображающей симпосий — ритуализованное пиршество, которое обычно сопровождалось играми и беседами на философские темы

Источник: phoenixancientart.com

Правда ли, что применение вакцин влечет за собой такой риск, что лучше совсем от них отказаться? Является ли ядерная энергетика в долгосрочной перспективе более опасной, чем использование ископаемого топлива? Действительно ли мажоритарная избирательная система предпочтительнее пропорциональной? И правильно ли в современной школе вешать в классах распятия и запрещать мусульманкам носить чадру, если они сами этого хотят?

Сегодня нам все чаще приходится формулировать собственное мнение по сложным вопросам, требующим знаний, которых у нас нет, пишет итальянский философ Мария Лоренца Кьезара, автор книги «Секст как лекарство от тревоги: чему мы можем научиться у философов-скептиков» (русский перевод вышел в издательстве Альпина нон-фикшн), посвященной жизни и учению античного мыслителя Секста Эмпирика (II в. н. э.), классического представителя скептической философии.

«Мы сталкиваемся с принципиально разными точками зрения и взглядами на мир, а также с культурами и религиями, проповедующими ценности, далекие от наших. В случае несовпадения взглядов лучшее решение — положиться на экспертов. Но что делать, если эксперты отсутствуют, у них нет однозначной позиции или они не вполне объективны, а нас обуревают вопросы, на которые нет ответов?»

В случае культурных и религиозных различий сформировать собственное мнение гораздо проще, продолжает Кьезара. Но мы вновь и вновь неосознанно впадаем в заблуждения и предрассудки, поддаемся манипуляциям и верим фейкам, что повышает наш уровень тревожности из-за страха, недоверия и — нередко — нетерпимости к людям или явлениям, которые нам незнакомы.

В отрывке из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор описывает мыслительные схемы (или «тропы»), с помощью которых Секст Эмпирик предлагал обнаруживать и формулировать противоположные качества вещей — и после этого вести себя в соответствии с собственным ви́дением, прекрасно осознавая, что другие люди могут видеть те же вещи иначе.