Фото: Владимир Мельник
3 августа 1995 года российский самолет Ил-76 и семь членов его экипажа были захвачены боевиками исламского движения «Талибан». А практически ровно через год — 16 августа 1996 — состоялся уникальный побег летчиков из логова террористов в Кандагаре. По этим событиям даже блокбастер сняли. Но реальная история несколько отличается от кино. Всё было гораздо сложнее и неоднозначнее.
Порылся в своих архивах, нашел старые фотографии, которые удалось сделать во время нескольких поездок в составе оперативной группы в Афганистан. Ничего героического — просто будни заложников и участники тех событий. Многие из них забыты, хотя делали все возможное, помогая захваченному экипажу выживать в условиях плена. Пока не забыл, напишу, что знаю и помню.
Ил-76 бортовой номер 76842 и 1200 ящиков патронов из Албании…
В 1995 году самолет, принадлежавший частной казанской авиакомпании «Аэростан», был арендован «Трансавиа» — одной из компаний Виктора Бута, которая базировалась в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты). Среди разных азиатских и африканских направлений из Шарджи были полёты и в Кандагар, доставляли грузы для афганских заказчиков. Обычная лётная работа. Экипаж самолёта состоял из семи человек: командира Владимира Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, бортрадиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова. Поступил очередной заказ на три рейса из албанской Тираны в Баграм (Афганистан), который находился под контролем «Северного Альянса» Ахмад Шаха Масуда. По документам груз был адресован афганскому правительству Бурхануддина Раббани. Успели сделать два рейса, а на третьем всё пошло не так как обычно.