Цзян Цин, Чжоу Эньлай и Кан Шэн (стоит крайний справа) приветствуют хунвэйбинов. Пекин, Рабочий стадион, 26 декабря 1966 года.

Цзян Цин, Чжоу Эньлай и Кан Шэн (стоит крайний справа) приветствуют хунвэйбинов. Пекин, Рабочий стадион, 26 декабря 1966 года.

Wikipedia

Вы работаете над книгой о зловещем Кан Шэне, возглавлявшем спецслужбы КПК при Мао Цзэдуне. Почему решили сделать его героем своего исследования вслед за изданием политических биографий Мао и Дэн Сяопина? Ведь российское китаеведение уже обращалось к этой фигуре — я имею в виду изданную два десятилетия назад книгу Виктора Усова «Китайский Берия Кан Шэн».

— За годы работы в архивах я собрал огромное количество материала. В том числе документы из личных дел китайских коммунистов и других революционеров, которые, с моей точки зрения, имеют уникальный характер и представляют огромный интерес. Среди них — личные дела Чжоу Эньлая, Лю Шаоци, Кан Шэна, Линь Бяо и участников «банды четырех», точнее «группы четырех». Ну, и много чего еще. И поэтому несколько лет назад решил написать новую книгу, которая называется «Окружение Мао Цзэдуна». То есть это коллекция биографий людей из внутреннего круга Мао Цзэдуна.

Как известно, короля делает его свита, подданные.

— Именно так. Мне хотелось разобраться в том, насколько ближайшее окружение Мао Цзэдуна могло оказывать, оказывало или не оказывало влияние на самого Мао и его политику. Были ли они обычными статистами, которые выполняли решения Мао Цзэдуна, или все-таки входили в условно коллективное руководство Китайской Народной Республики и в равной мере несут ответственность за те преступления, которые совершал маоистский режим.

Александр Панцов с вдовой Ли Лисаня Елизаветой Павловной Кишкиной (Ли Ша)

Из личного архива Александра Панцова

Почему я начал с Кан Шэна? Просто потому, что мне захотелось разобраться в этом до сих пор загадочном персонаже, которого практически все, и в КНР, и на Тайване, и на Западе, и в России, единогласно считают чуть ли не самым страшным деятелем Китайской Народной Республики. И человеком, который едва ли не больше Мао Цзэдуна виновен во всех преступлениях коммунистического режима. Мне изначально казалась такая односторонняя оценка недостаточно убедительной.

Почему?

— Вообще я считаю, что односторонние оценки исторических персонажей не выдерживают критики.

В истории, на мой взгляд, есть только один идеальный человек, это Иисус Христос. Все остальные, это люди довольно многообразные в смешении черного и белого, хорошего и плохого. И в истории, и в современности вы никогда не найдете ни одного идеального человека, как и ни одного абсолютно мерзкого. Хотя, конечно, современная история дает нам некоторые исключения, которые, собственно, только подчеркивают правило.