
«Интересно, сколько продлится медовый месяц?». Карикатура американца Клиффорда Берримена на пакт Молотова — Риббентропа, октябрь 1939
Изображение: Wikipedia / «The Washington Star», октябрь 1939
Сыграем в классическую игру — угадайте политика по цитате. «Без всяких сомнений, можно с полным основанием осудить пакт Молотова — Риббентропа, заключенный в августе 1939 года. […] Сегодня мы понимаем, что любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема с моральной точки зрения и не имела никаких перспектив с точки зрения практической реализации». Нет, это не Владимир Кара-Мурза, не Михаил Ходорковский и не Илья Яшин. Это выдержка из статьи «Страницы истории — повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнёрства?», вышедшей пятнадцать лет назад за подписью Владимира Путина (в 2009 — премьер-министра РФ).
Статьи, что характерно, написанной не для «Известий» или «Российской газеты». Та публикация вышла в польском издании Gazeta Wyborcza. Да, ещё сравнительно недавно считалось нормой, когда европейские издания публиковали у себя официальных лиц Кремля. Конечно, антитоталитарный порыв автора не стоит переоценивать. Между строк «Страниц истории…» уже проскакивали апелляции к тяжёлому международному положению СССР в 1939 году и сетования на нерешительный и лицемерный Запад, сдавший Гитлеру Австрию с Чехословакией.
Спустя годы Путин в вопросе пакта Молотова — Риббентропа перешёл к плохо скрытому оправданию сталинского решения. Туманные рассуждения о «примирении и партнёрстве» сменились более привычным для спикера хамством. «Ставить на одну доску Советский Союз и фашистскую Германию — это верх цинизма. Люди, значит, не знают историю, читать и писать не умеют. Пусть почитают документы того времени». Это, между прочим, ещё лишь 2019 год — уже посткрымский, хоть и ещё довоенный.
Но сам совет знать историю и читать документы отметать не стоит. Вооружившись им, попробуем понять, что же случилось в Москве ровно 85 лет назад.
Непредотвращённая война и неполученный выигрыш
Вторая мировая унесла жизни свыше 60 миллионов человек, живших на всех обитаемых континентах планеты. Казалось бы, высокопоставленные политики из развязавшего войну агрессивного блока — последняя категория погибших, достойная человеческого сочувствия. Однако и здесь есть исключения.
В январе 1944 года в одной из камер веронской крепости Кастельвеккио пережитое вспоминал 40-летний Галеаццо Чиано. Некогда глава МИД Италии, один из первых людей при фашистском правлении, зять лично Бенито Муссолини. Рассказывали, будто экс-министр до последнего уповал на милосердие родственника и не верил в смертный приговор для себя.
Британский премьер Невилл Чемберлен, французский премьер Эдуар Даладье, Адольф Гитлер, Бенито Муссолини и Галеаццо Чиано (слева направо) в Мюнхене, 29 сентября 1938 года
Фото: Bundesarchiv, Bild 183-R69173 / CC-BY-SA 3.0
Между тем, Чиано было за что переживать. Шестью месяцами ранее он стоял за успешным переворотом против любимого тестя. Италия тогда избавилась от фашистского правительства и вышла из альянса с Германией — правда, наполовину. В сентябре 1943 немецкие войска установили на севере страны марионеточный режим во главе с отбитым у врага Муссолини. И буквально тут же ему в объятия — по собственной глупости — попал Чиано, немедленно помещённый под арест. Легкомысленный зять дуче мог оправдаться лишь одним:
Там еще такой момент - а что реально эти мутные делегаты из Британской империи могли предложить СССР? По факту-то Британской империи в тот момент времени была бы выгодна война между рейхом и СССР на континенте (да и про события в первую мировую все помнили тогда). Типа а давайте с нами союз, а если что, то вы там на континенте несите тяжести войны, ну а мы там как-то со стороны со своих островов поучаствуем если и как и когда захотим. В итоге-то так и произошло - война между рейхом и СССР началась. Так что попытки СССР как-то избежать этого явно невыгодного сценария выглядят вполне логично.
Что могли "мутные делегаты" из Британии предложить СССР? Презренную буржуазную химеру под названием "мир", Антон.
Кроме 2х упомянутых автором мифов, есть доказанный факт, что сталин имел армию гораздо большую, и планировал напасть раньше, но просто не успел. А просчёт его был лишь в том, что он не учёл, что армия, собранная из фактически рабов, воевать не хотела и не была способна.
Не доказанный факт, а теория. И если что-то такое в Кремле и планировали, то на выходе бы получили стократную Зимнюю войну — с неизбежным переносом б/д на свою территорию.
Прямо как в феврале 2022
Убедительнейшим образом доказанный, но по политическим причинам не принятый официальными историками.
В июле 1941 года Фельдмаршал Браухич записал о русских: «Первый серьезный противник». До этого в 1940-м армия Франции + союзные военные Британской империи на суше повоевали не очень-то способно...
Нам, пусть и не точно, известны потери красной армии. Они говорят сами за себя
Максим, огромное спасибо! Добавил бы в список литературы "Дьявольский союз" Роджера Мурхауса.
Дмитрий, спасибо!
Сложная тема. Позволю себе несколько уточнений. Сначала – о начавшихся 11 августа в Москве Советско-Англо-Французских переговоры по предотвращению агрессии. Английскую делегацию возглавлял адмирал Ричард Дракс, до этого исполнявший должность военного коменданта Плимутского порта. Это был первый опыт участия 59-летнего адмирала в международных переговорах (с позиций сегодняшнего дня добавим, что и последний). То, что на переговоры был отправлен далёкий от политики человек характеризует отношение Англии к этим переговорам. Примечательно, что адмирал приехал на переговоры без мандата. Переговоры начались – как того требует протокол – с предъявления мандатов, в которых оговариваются полномочия делегатов. Первым предъявил свой мандат руководитель советской делегации – К. Ворошилов, затем руководитель французской делегации – генерал армии Думенк. А вот Драксу пришлось расточать заверения, что он действительно приехал по поручению правительства Великобритании, полномочия будут присланы позднее. Полномочия действительно были присланы через 10 дней, 21 августа – сразу после окончания переговоров. Это не бюрократия. Уайтхолл преднамеренно послал делегацию без полномочий, что бы не быть связанным какими-либо обязательствами.
Атмосферу переговоров резко испортила информация о заключении договора между Англией и Японией. 15 июля 1939 года министр иностранных дел Японии Хатира Арита и британский посол сэр Роберт Крейги подписали соглашение, по которому Великобритания признавала право Японии на владение теми территориями, которые Япония захватила в 37-39 гг. Т.е. признавалось законность аннексий «по праву силы». Соглашении Арита-Крейги было тайным, но в середине августа о нём стало известно.
Другой аспект – война на Дальнем Востоке. Японцы быстро сообразили, что война в Европе, которая должна была вот-вот начаться, заставит СССР переключить всё внимание на европейские дела. И под шумок решили отторгнуть от СССР Дальний Восток. Так начались события, вошедшие в советскую историографию, как «Инцидент в районе реки Халхин-Гол». Дело в том, что протекавшая по пустынной местности судоходная речка Халхин-Гол в конечном итоге впадала в Амур. Транссибирская магистраль почти на протяжении примерно ста километров шла почти вдоль реки (временами приближаясь к ней на 4 км). Родилась заманчивая идея – по речке перебросить войска к Амуру и перерезать магистраль, по которой шло снабжение Дальнего Востока.
Ещё один вариант гибридной войны. Формально воевали два самопровозглашённых государства – Монголия и Маньчжоу-го, но войска были советские и японские.
Боевые действия разрастаются, как снежный ком. В начале июля командующим японской армией назначают генерал-лейтенанта Камацубара, специалиста по СССР (свободно владел русским языком, в 20-х годах был военным атташе Японии в СССР).
Страх перед потерей Дальнего Востока - советские войска, кстати, на первом этапе воевали неважно (После воздушного боя, закончившегося со счётом 15:1 в пользу Японии рассерженный Сталин приказал отправить в район боевых действий 48 лётчиков, имевших опыт боёв в Испании, среди них 22 Героя Сов. Союза), и это заставило искать «нестандартные» решения.
Сталин боялся войны на два фронта. Поэтому 20 июля 1939 нарком иностранных дел В.М. Молотов пригласил к себе для конфиденциальной беседы посла Италии в СССР барона А. Россо. Нарком намекнул, что было бы хорошо, если бы господин посол передал Германии заинтересованность в подписании договора о ненападении. СССР готов подписать такой договор, но при условии, что инициатива будет исходить от германской стороны.
Дальнейшее известно.
Добавлю, что подписание этого пакта вызвала возмущение Японии. Был отозван посол из Берлина. В августе 41 Япония припомнила «подножку» Германии и отказалась начинать боевые действия на Дальнем Востоке. Это позволило уже в октябре начать переброску сибирских дивизий под Москву.
Конечно, было ещё много других факторов влияния, моя реплика и так получилась непомерно длинной.
Одно хочу сказать в заключение: в «соревновании» - кто окажется бОльшим злодеем – Сталин или Путин, по-моему успешно лидирует нынешний руководитель страны…
даже в такой замечательный коммент надо было вставить что-то про обожаемого путьку, да?)