Женщина возлагает цветы к памятнику военнослужащим и гражданам Китая и Соединенных Штатов, погибшим во Вторую мировую войну в ходе отражения японской агрессии против Китая. Монтерей-парк (Калифорния, США), 7 июля 2018 года. Фото с  мемориальной церемонии по случаю 81-й годовщины «инцидента на мосту Лугоу». 7 июля 1937 г. японские войска атаковали китайские войска на мосту Лугоу (мост Марко Поло), что ознаменовало начало полномасштабной войны Японии против Китая, в которой погибло свыше 35 млн. китайцев..

Женщина возлагает цветы к памятнику военнослужащим и гражданам Китая и Соединенных Штатов, погибшим во Вторую мировую войну в ходе отражения японской агрессии против Китая. Монтерей-парк (Калифорния, США), 7 июля 2018 года. Фото с мемориальной церемонии по случаю 81-й годовщины «инцидента на мосту Лугоу». 7 июля 1937 г. японские войска атаковали китайские войска на мосту Лугоу (мост Марко Поло), что ознаменовало начало полномасштабной войны Японии против Китая, в которой погибло свыше 35 млн. китайцев..

Фото: © Zhao Hanzhong/XinHua/Global Look Press

В Китае считают началом Второй мировой войны день 7 июля 1937 года. Насколько, на Ваш взгляд, это обоснованно?

— Конечно, официально в Китае датой начала Второй мировой войны считается 1 сентября 1939 года. Но в обществе, да и в историческом сообществе, действительно, бытует представление, что Вторая мировая война началась 7 июля 1937 года, с начала широкомасштабной войны Японии против Китая, с событий у моста Марко Поло (Лугоуцяо) недалеко от Пекина (тогда он назывался Бэйпин, «Северное спокойствие»).

Конечно, понять такую точку зрения можно, потому что для Китая война на самом деле началась именно тогда. Даже если абстрагироваться от того, что Япония первоначально напала на Маньчжурию еще 18 сентября 1931 года, но тогда это была локальная война. А вот полномасштабное вторжение действительно началось 7 июля 1937 года. Хотя могло тогда же и закончиться, если бы не позиция Чан Кайши.

Статуи Чан Кайши, выставленные в Мемориальном саду скульптур в Чиху, недалеко от Таоюаня, Тайвань, 01.03.2023 В ходе продолжающегося процесса удаления 43 тысяч таких памятников из общественных мест на Тайване двести из них были размещены в парке рядом с мавзолеем Чан Кайши в Чиху. По оценкам специалистов, несмотря на продолжающийся уже более 20 лет процесс удаления памятников, около 2 тыс. статуй все еще остаются в различных местах по всему острову.

Фото: © Wiktor Dabkowski/ Global Look Press

«Потеря лица» как триггер начала войны

То есть?

— События, произошедшие поздним вечером 7 июля 1937 года у города Ваньпин на мосту Марко Поло, были одними из многих столкновений между китайской и японской армиями. И если бы не Чан Кайши, потерявший всякое терпение, дело этими событиями и ограничилось бы. Премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ никакой войны не хотел и даже собирался лететь в Нанкин, чтобы провести переговоры с Чан Кайши, для этого уже был готов самолет.

Но весь вопрос уперся в Чан Кайши, находившегося с декабря 1936 года в тяжелейшей моральной депрессии, усугубленной физическим недугом. В декабре 1936 года Чан «потерял лицо», так как тогда в городе Сиани его арестовали свои же генералы, требовавшие прекращения гражданской войны с компартией. Для китайца «потеря лица» всегда невероятно болезненна: китайцы чрезвычайно чувствительны. К тому же, когда его пришли арестовывать, Чан, пытаясь сбежать, спрыгнул со стены, окружавшей его резиденцию, и травмировал позвоночник, после чего начал испытывать сильные физические боли. Освободившись из плена и вернувшись в столицу Нанкин, он стал носить корсет, но это от боли не избавляло.

Генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн, которые в декабре 1936 года арестовали в Сиане Чан Кайши в попытке восстановить Единый фронт Гоминьдана и КПК в войне против Японии. После подписания соглашения о Едином фронте и «примирения» с Чан Кайши оба в разное время были арестованы спецслужбой Гоминьдана. В итоге Чжан отсидел в гоминьдановской тюрьме, а потом под домашним арестом в общей сложности 51 год, вплоть до обретения свободы в конце 1988 года (после смерти Цзян Цзинго), а отсидевший свыше 12 лет Ян по приказу Чан Кайши 6 сентября 1949 года был казнен в окрестностях Чунцина вместе со своим сыном и дочерью, секретарем Сун Циюнем, женой и сыном Суна. Некоторые офицеры Яна были казнены в ноябре того же года, незадолго до взятия коммунистами Нанкина.

Wikipedia