Фото: глава офиса президента Украины Андрей Ермак
Булат Арсал (настоящее имя Артур Салахов) уехал воевать за донбасских сепаратистов еще в 2015 году. 53-летний выходец из семьи нефтяников, татарстанский бизнесмен и впоследствии соавтор книг по бизнес-инжинирингу провел на фронте два года. Заслужил ряд наград, включая «Георгиевский крест ДНР». В 2022-м снова отправился на войну, до лета следующего года находился под Харьковом и Бахмутом. После чего облек военный опыт в ряд беллетристически-художественных книг, две из которых были выпущены малоизвестным Интернациональным Союзом писателей. Как и многие другие ветераны-писатели, ездит по стране и аннексированным территориям с открытыми лекциями и патриотическими выступлениями.
Две его ключевые книги, «Война под терриконами. Донецкий сборник» (2023) и «Ихтамнеты» (2024), может, и не заслуживали бы внимания, если бы серьезным образом не контрастировали с литературой, продвигаемой ключевыми игроками книжного рынка. В них нет буйного наслаждения войной, как у Владлена Татарского, нет самокрасования ветерана, как у Артиса, нет льющейся жестокости Туренкова. Они никак не рифмуются с квасным ура-патриотизмом — даже, ей-богу, враждебны ему. Если бы не ненависть к украинцам и некоторые другие элементы, заимствованные из пропаганды, мы признали бы эти сочинения антивоенной прозой.
Первая книга, «Война под терриконами. Донецкий сборник», вышедшая еще в 2023 году, за исключением нескольких последних рассказов посвящена периоду службы Булата Арсала в ополчении. Это беллетризованные воспоминания, где создается образ народного восстания и боевого братства на примере артиллерийской батареи лейтенанта Котова.
Арсал пишет и о «штабных крысиных норах» (с. 7), и о громогласных политруках, приправляя сюжет большим количеством баек и фронтового юмора. Что-то среднее между «лейтенантской прозой» и застольными рассказами ветеранов Второй мировой. Однако концентрируется он на индивидуальных портретах сослуживцев: простых шахтерах, бывших зэках (кто сел по делу, кто — нет), российских добровольцах — белых и синих воротничках, ученых, экономистах и менеджерах. Каждый — со своими индивидуальными чертами, достоинствами или недостатками.
Боевое братство рушит прежние социальные границы, а индивидуализированный образ народного воинства выплетается на фоне описания их повседневной боевой работы. Если из многочисленных портретов выделить те черты, которые автор маркирует как позитивные, то собирательный портрет героя будет таким: чувство товарищества, исполнительность, предусмотрительность, немногословность, отсутствие показушности, коллективизм, самодисциплина. Жить тюремными понятиями, быть «стукачом» и «крысой» — вот три противоположности боевому братству (с. 21). Модель, опять же, заимствованная из эпохи мировых войн; однако примечательна и здесь, и в целом в книге фиксация на уголовных нормах и их преодолении.
«Ополчение»: война и смыслы
Однако при взгляде на воспоминания как способ осмысления определенных событий, а не просто воздаяния должного сослуживцам, сразу обнаруживаются сложности.