Хеле Йоханнес / Wikipedia
29 сентября — годовщина начала одного из наиболее масштабных преступлений Холокоста. В начале осени 1941 года в киевском урочище Бабий Яр немецкие оккупанты за два дня уничтожили более 33 тысяч евреев.
О массовом убийстве, его исполнении, подоплеке, осмыслении в СССР и постсоветских России и Украине Republic рассказал историк Павел Полян — автор недавно вышедшей монографии «Бабий Яр. Реалии», завершившей стихийно сложившийся тематический авторский цикл из шести книг.
«При Скоропадском немцы оставили о себе добрую память киевским евреям. В 1941-м это сыграло с ними очень злую шутку»
— В ваших книгах упоминаются разные «традиции» антисемитизма, с которыми сталкивались евреи Украины: условно российский имперский, немецкий расовый, советский «интернационалистский» и собственно украинский, в вашей классификации «младонационалистический». В чем их сходства и отличия? Как отличались стратегии выживания евреев при столкновении с каждым из них?
— Да, это четыре совершенно разные традиции, или парадигмы, антисемитизма. Проще всего с самой первой — российско-имперской — антисемитской парадигмой. Она отметилась еще и ярким самоназванием: «Союз русского народа». Это реальная и по-своему весьма пассионарная организация, так отличившаяся в деле Бейлиса, например.
The Penny Illustrated Pape
Оттолкнувшись от этого, я провел линейку таких «союзов народов», на чем и построил композицию книги. Центральной в контексте Бабьего Яра стала вторая часть: «В Бабьем Яру: "Союз немецкого народа", или Овраг смерти». Метафорический проброс от реального «Союза русского народа» к виртуальному «Союзу немецкого народа» указывает на совершенно новую антисемитскую доминанту — на человеконенавистническую идеологию национал-социализма, неотделимую от его людоедской практики. В Бабьем Яру Гитлер установил рекорд, уничтожив за полтора дня — 29 и 30 сентября 1941 года — больше 0,5% жертв всего шестимиллионного Холокоста.