Борис Анреп. «Сострадание». Мозаика на полу Лондонской национальной галереи (1952). Центральной фигуре, которую благословляет ангел, приданы черты портретного сходства с Анной Ахматовой, ее окружают ужасы блокады и войны. Борис Анреп (1883–1969), известный живописец и мозаичист, эмигрировал из России в 1917 г. и прожил жизнь в Англии. До эмиграции Анреп был близким другом Ахматовой, ему посвящено стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Борис Анреп. «Сострадание». Мозаика на полу Лондонской национальной галереи (1952). Центральной фигуре, которую благословляет ангел, приданы черты портретного сходства с Анной Ахматовой, ее окружают ужасы блокады и войны. Борис Анреп (1883–1969), известный живописец и мозаичист, эмигрировал из России в 1917 г. и прожил жизнь в Англии. До эмиграции Анреп был близким другом Ахматовой, ему посвящено стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

National Gallery, London

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Эпиграф к поэме Анны Ахматовой «Реквием» становится одной из тем исследования американского слависта Якова Клоца в его книге «Тамиздат: контрабандная русская литература в эпоху холодной войны» (готовится к выходу в издательстве Новое литературное обозрение). Публикуем соответствующий отрывок из книги.

Поэма (стихотворный цикл) «Реквием» была в основном написана Ахматовой в конце 1940-х, в бесконечных тюремных очередях, где она проводила по 17–19 часов с передачами для сына, Льва Гумилева, заключенного в «Крестах». «Реквием» был доработан в 1957 г. и широко распространялся в самиздате. В 1964 поэма один из списков поэмы оказался за границей, и она была опубликована «Товариществом зарубежных писателей» (Мюнхен). На родине поэта полное издание «Реквиема» вышло только в конце 1980-х гг.