Vincent Isore/Keystone Press Agency/ Global Look Press
Парижская площадь Менильмонтан, по которой я прохожу каждый день, когда-то была центром старого рабочего квартала. Старого и бедного — Дюма поселил сюда, на тогдашнюю окраину у кладбища Пер-Лашез, каторжника Кадрусса в «Графе Монте-Кристо» (в третий дом слева, он и сейчас стоит). Здесь до последнего держались баррикады Парижской коммуны, а Шарль Трене написал здесь в 1938 году один из главных хитов парижского шансона всех времен «Менильмонтан, о да, мадам!», ностальгическую песенку про голодную юность. С конца 19 века квартал постепенно начал становиться еще и еврейским. Иммигранты из Восточной Европы, такая же беднота, как и менильмонтанские пролетарии, с энтузиазмом включались в местную жизнь.
Сначала, конечно, жили своим Идишландом. Однако портные, грузчики, разносчики и мелкие клерки давали детям французские имена, да и сами старались говорить на нескладном, потешном французском. Многие шли в армию, чтобы защищать во время Первой мировой, а затем и Второй, свою новую родину. К Франции относились с восхищением.
На площади Менильмонтан, выходя из метро, я довольно часто попадаю в группу демонстрантов. Это BDS (Boycott, Divestment and Sanctions), движение, главный лозунг которого — «Бойкот Израилю». Закаленные в антисемитских боях активисты растягивают видавший виды транспарант. Судя по их сединам, свое дело они начали не позднее 1968 года. Покричав в мегафон, участники демонстрации обычно расходятся, оставив после себя на стенах и деревьях листовки и афиши.
Квартал, теперь уже не рабочий, а, как принято называть, мультикультурный, может представить целый набор такого рода афиш. Кроме BDS, здесь пользуется популярностью организация Samidoun, ратующая за освобождение палестинских заключенных. В Германии и США Samidoun запрещен. Один из заключенных заслужил персональные афиши: это Жорж Абдалла, ливанский коммунист, основатель террористической группировки «Ливанская фракция революционной армии». В 1986 году он был осужден французским судом на пожизненный срок за убийство в Париже американского военного атташе и советника израильского посольства. «Освободить политического заключенного Жоржа Абдаллу!» — требуют афиши уже не первый год.
Другие плакаты призывают голосовать за различные крайне левые и лево-радикальные группировки, за «Новую антикапиталистическую партию», например, или за троцкистскую «Перманентную революцию». Впрочем, и за старую Коммунистическую партию тоже. Приглашают также на всевозможные марши за всеобщее равенство и благоденствие.
Евреев в квартале почти не осталось. Во всяком случае, как единой общины или заметной части населения.