Wikimedia
Сербия четвертую неделю скорбит и негодует. Своих постов лишились два министра, несколько крупных чиновников, большая часть из них задержана. Оппозиция и общественность требуют и ареста премьер-министра. Причина — трагедия в городе Нови Сад, где обрушившийся козырек здания железнодорожного вокзала похоронил под своими обломками людей. Эта трагедия не только отразила обратную сторону инвестиционного бума в Сербии, но и показала, как даже незрелая оппозиция может учиться правильно реагировать на подобные катастрофы.
1 ноября в городе Нови Сад, который в Сербии играет примерно такую же роль, как в России — Санкт-Петербург, стояла непривычно жаркая и солнечная погода. Множество пассажиров и встречающих вышли на улицу посидеть на лавочках, расставленных у входа в здание под 50-метровым козырьком. Женщина посадила своих дочерей шести и девяти лет на лавку и отправилась покупать билеты в Лозницу, где их ждал на осенние каникулы дедушка. В этот момент огромный козырек рухнул.
Всего под завалами оказалось около двух десятков людей. 14 человек погибли, трое оказались в реанимации, одна из них скончалась позже, двое других до сих пор находятся в тяжелом состоянии, им ампутировали конечности. Несколько человек, включая детей, спасатели извлекли из-под обломков козырька живыми. Оставленные мамой дочки, к сожалению, оказались среди погибших.
Такая трагедия сама по себе шок, но в данном случае она усугублялась тем, что здание вокзала было недавно открыто после затянувшейся реставрации. Проводила реставрацию китайская компания-инвестор, которая немедленно заявила, что козырек вокзала не реставрировала, так как в контракте такие работы не были предусмотрены. Правда, вскоре выяснилось, что какие-то работы на козырьке все же проводились, а общественность с удивлением узнала, что список работ закрыт по требованию китайской стороны. Обычно любые подобные работы должны проводиться после общественных слушаний, которых в данном случае не было. При этом оппозиция заявила, что граждане неоднократно жаловались властям, что со зданием вокзала не все в порядке и есть трещины.
Все это привело к тому, что вслед за скорбью по погибшим и очередями на сдачу крови для пострадавших начались протесты. Символом их стала окровавленная ладонь — уже на первых стихийных протестах люди скандировали: «Ваши руки в крови!», имея в виду, что власти своим поведением допустили трагедию. На первый же митинг в Нови Саде вышло почти все взрослое население города. Протестующие дали властям 48 часов на то, чтобы отправить в отставку всех виновных в трагедии и отдать их под суд.