В одних странах северокорейские дипломаты легально продают газеты, чтобы заработать, в других — наркотики и алкоголь на черных рынках. Они сдают в аренду банкетные залы для свадеб и прямо на территории посольства открывают хостел. Основной мотивацией северокорейских дипломатов, по-видимому, является элементарное выживание. Однако Северная Корея не является единственным примером. Публикуем перевод статьи в Air Mail.
Когда Джихён Пак, перебежчица из Северной Кореи, которая в 2008 году получила статус беженца и поселилась в Великобритании, зашла в неприметный лондонский газетный киоск, она не ожидала столкнуться с копией Rodong Sinmun («Нодон синмун») — официальной газеты Центрального комитета Трудовой партии Кореи.
Тем не менее, она была там. Заголовки рассказывали о праздновании дня рождения покойного основателя и «вечного президента» Ким Ир Сена. В честь события провели военный парад с ракетами и солдатами, которые маршировали гусиным шагом. А праздник проинспектировал и поприветствовал внук Ким Ир Сена — Ким Чен Ын. «Мы все были удивлены, почему они это продают», — сказала Пак, которая теперь занимает должность старшего научного сотрудника Центра стратегии Азиатско-Тихоокеанского региона. «Но никто не был заинтересован в покупке северокорейской газеты», — добавила она.
Пак подозревала, что это была работа посольства Северной Кореи, которое расположено в кирпичном семейном доме в лондонском районе Илинг. Она слышала слухи о серьезных финансовых трудностях у посольства. Сотрудников видели на блошиных рынках, где они покупали подержанные вещи, чтобы ремонтировать и перепродавать их. Газета казалась их последней отчаянной попыткой заработать денег.